Успешная интернет-торговля предполагает выполнение целого ряда задач: необходимо создать сайт магазина, заполнить его, наладить SEO, разработать стратегию продвижения. Все это требует времени и денег. Более простой вариант виртуальной коммерции – выход на маркетплейс – платформу, которая берет на себя решение очень многих проблем. Рассмотрим преимущества и недостатки такого сотрудничества.
Принципы работы маркетплейса
Маркетплейс – виртуальная площадка для коммерции, где разные продавцы предлагают покупателям свои товары. Владельцем ресурса является посредник, который получает свой доход, размещая ассортимент и оказывая дополнительные услуги.
Схема работы маркетплейса:
- Заключение договора между селлером и торговой площадкой.
- Размещение товара продавцом – загрузка списка, заполнение торговых карточек.
- Отправка продукции на склад маркетплейса (не всегда, иногда продавец использует свою логистику).
- Поиск товара покупателем, создание заявки, оплата.
- Обработка заказа маркетплейсом, прием средств.
- Получение товара покупателем
- Перечисление денег от маркетплейса продавцу.
Сотрудничество выгодно для всех участников:
- бизнес не тратит ресурсы на продвижение своего бренда и увеличение трафика;
- покупатели имеют возможность приобрести разные товары в одном месте, сравнив предложения и выбрав оптимальный вариант;
- платформа получает процент с каждой сделки.
Нюансы работы на разных площадках отличаются. Например, у посредника может не быть собственного склада.
Заработок маркетплейса
Коммерческое взаимодействие между торговыми площадками и продавцами строится по-разному. Выделяют три основных варианта:
- Посредник просто предоставляет виртуальную площадку для публикации предложений, но не участвует в продаже. Посетители находят нужный им товар и переходят на сайт продавца.
- Маркетплейс размещает товары, помогает в продвижении, коммуницирует с покупателями, принимает оплату. Продукция при этом хранится на складе продавца. После поступления заявки он передает ее в пункт выдачи или курьерской службе и получает средства. Пример – Ozon.
- Посредник полностью берет на себя логистику: предоставляет площадку для размещения товаров, выстраивает маркетинг, принимает оплату, хранит и отправляет товар. Пример – калькулятор Вайлдберриз, Lamoda.
Маркетплейсы могут получать доход в виде комиссии с каждой продажи, арендной платы за виртуальную витрину, логистические услуги, дополнительную рекламу, премиальные подписки и так далее.
Преимущества
Размещение на маркетплейсе выгодно для бизнеса по многим причинам:
- Для старта нужен минимальный бюджет, поскольку нет необходимости создавать сайт, арендовать складское помещение, инвестировать в маркетинг.
- Можно охватить не только местный, но и федеральный и даже мировой рынок.
- Экономия на продвижении. Покупателям удобно пользоваться маркетплейсами. Они лояльно относятся к продавцам, которые выставляют товары на них.
Доступ к аналитическим инструментам. Площадки предоставляют различные сервисы для оценки спроса, анализа конкурентов, расчета рентабельности, отслеживания статистики и так далее. Узнайте, например, как аналитика Озон и ее инструменты помогают увеличить продажи на торговой площадке.
Недостатки
Сотрудничество с торговыми площадками характеризуется некоторыми минусами:
- Необходимость работы по чужим правилам, в число которых входят запрещенные товары, участие в программах лояльности, требования к заполнению карточек и так далее. Их нарушение чревато штрафами и блокировкой аккаунта.
- Дополнительные расходы, которые следует закладывать в цену товара. Например, комиссия за продажу, плата за хранение, рекламу.
- Ограничения по форме деятельности. Перепродавать товары могут только ИП и ООО. Самозанятые имеют право на торговлю собственной продукцией.
- Требования по документации. Продавца могут обязать оформить электронную подпись, прислать в электронном виде сертификаты, декларации, свидетельства. Зачастую согласование занимает много времени.
При выборе маркетплейса важно внимательно изучить условия и рассчитать возможную прибыль с учетом всех дополнительных расходов. В процессе работы стоит пользоваться аналитическими инструментами и корректировать свою стратегию, чтобы получить максимальную выгоду.