Успешная интернет-торговля предполагает выполнение целого ряда задач: необходимо создать сайт магазина, заполнить его, наладить SEO, разработать стратегию продвижения. Все это требует времени и денег. Более простой вариант виртуальной коммерции – выход на маркетплейс – платформу, которая берет на себя решение очень многих проблем. Рассмотрим преимущества и недостатки такого сотрудничества.

Принципы работы маркетплейса

Маркетплейс – виртуальная площадка для коммерции, где разные продавцы предлагают покупателям свои товары. Владельцем ресурса является посредник, который получает свой доход, размещая ассортимент и оказывая дополнительные услуги.

Схема работы маркетплейса:

  1. Принципы работы маркетплейсаЗаключение договора между селлером и торговой площадкой.
  2. Размещение товара продавцом – загрузка списка, заполнение торговых карточек.
  3. Отправка продукции на склад маркетплейса (не всегда, иногда продавец использует свою логистику).
  4. Поиск товара покупателем, создание заявки, оплата.
  5. Обработка заказа маркетплейсом, прием средств.
  6. Получение товара покупателем
  7. Перечисление денег от маркетплейса продавцу.

Сотрудничество выгодно для всех участников:

  • бизнес не тратит ресурсы на продвижение своего бренда и увеличение трафика;
  • покупатели имеют возможность приобрести разные товары в одном месте, сравнив предложения и выбрав оптимальный вариант;
  • платформа получает процент с каждой сделки.

Нюансы работы на разных площадках отличаются. Например, у посредника может не быть собственного склада.

Заработок маркетплейса

Коммерческое взаимодействие между торговыми площадками и продавцами строится по-разному. Выделяют три основных варианта:

  1. Посредник просто предоставляет виртуальную площадку для публикации предложений, но не участвует в продаже. Посетители находят нужный им товар и переходят на сайт продавца.
  2. Маркетплейс размещает товары, помогает в продвижении, коммуницирует с покупателями, принимает оплату. Продукция при этом хранится на складе продавца. После поступления заявки он передает ее в пункт выдачи или курьерской службе и получает средства. Пример – Ozon.
  3. Посредник полностью берет на себя логистику: предоставляет площадку для размещения товаров, выстраивает маркетинг, принимает оплату, хранит и отправляет товар. Пример – калькулятор Вайлдберриз, Lamoda.

Маркетплейсы могут получать доход в виде комиссии с каждой продажи, арендной платы за виртуальную витрину, логистические услуги, дополнительную рекламу, премиальные подписки и так далее.

Преимущества

Размещение на маркетплейсе выгодно для бизнеса по многим причинам:

  1. Для старта нужен минимальный бюджет, поскольку нет необходимости создавать сайт, арендовать складское помещение, инвестировать в маркетинг.
  2. Можно охватить не только местный, но и федеральный и даже мировой рынок.
  3. Экономия на продвижении. Покупателям удобно пользоваться маркетплейсами. Они лояльно относятся к продавцам, которые выставляют товары на них.

Доступ к аналитическим инструментам. Площадки предоставляют различные сервисы для оценки спроса, анализа конкурентов, расчета рентабельности, отслеживания статистики и так далее. Узнайте, например, как аналитика Озон и ее инструменты помогают увеличить продажи на торговой площадке.

Недостатки

Сотрудничество с торговыми площадками характеризуется некоторыми минусами:

  1. Необходимость работы по чужим правилам, в число которых входят запрещенные товары, участие в программах лояльности, требования к заполнению карточек и так далее. Их нарушение чревато штрафами и блокировкой аккаунта.
  2. Дополнительные расходы, которые следует закладывать в цену товара. Например, комиссия за продажу, плата за хранение, рекламу.
  3. Ограничения по форме деятельности. Перепродавать товары могут только ИП и ООО. Самозанятые имеют право на торговлю собственной продукцией.
  4. Требования по документации. Продавца могут обязать оформить электронную подпись, прислать в электронном виде сертификаты, декларации, свидетельства. Зачастую согласование занимает много времени.

При выборе маркетплейса важно внимательно изучить условия и рассчитать возможную прибыль с учетом всех дополнительных расходов. В процессе работы стоит пользоваться аналитическими инструментами и корректировать свою стратегию, чтобы получить максимальную выгоду.