«Дебют». Первый день

Творческий фестиваль «Дебют» в этом году посвящён 125-летию Российского университета транспорта. Тема: «Мы создаём движение». Концерты живые, а не онлайн. В жюри тоже без неожиданностей и лишних людей: Кристина Абдурахимова, Екатерина Емельянова, Андрей Кирьяков, Наталья Дудина, Евгений Думбровский. В качестве небольшого нововведения специальная номинация «Песня о РУТ (МИИТ)».


ИПСС, «Ночь в универе»

Референсом концерту строителей послужил фильм «Ночь в музее». Два друга студента так долго репетировали концерт на «Дебют», что не успели покинуть территорию университета до закрытия. Один из парней даже ссорится по телефону из-за этого с девушкой. Странно, что с ними заперт и охранник, но авторы дали этому пояснение. Пока парни от нечего делать смотрят тиктоки, вокруг них оживают университетские памятники: Николай II, вечный студент, стройотрядовцы и даже КиВиН, с которым они пытаются общаться на птичьем языке. Памятники знакомят ребят с историей вуза и в конце помогают главному герою помириться с девушкой. Правда, как раз момент примирения остался за кулисами, что тоже объяснимо, но хотелось бы увидеть.

Постановщикам удалось сплести сюжетную нить и нанизать на неё бусины номеров. Среди бусин, приближающихся качеством к жемчужинам, надо назвать инструментальную «Хава нагилу» с балалайкой, под которую зал приплясывал ручками, и инструментально-текстовый номер от хранителя Дворца культуры, глухого, как Бетховен, который общался со зрителями посредством музыки (текст с неплохими шутками выводился на экран), а те с удовольствием пели песни Максим и «Сплин». С некоторой натяжкой к жемчужинам можно причислить и синтез-номер под песню «Навсегда/никогда» группы «Время и Стекло».

Декорации не поражали воображение, но функцию свою выполнили, обозначив буквально в четырёх локациях знакомые интерьеры и экстерьеры. Плюсом к тому сработало и то, что частью декораций были живые актёры. Они, кстати, явно переиграли главных героев и охранника. Первые уж очень громко говорили в микрофоны и практически не обращали внимания на зрителей, а охранник о своём микрофоне периодически забывал, да и декламацией стихотворения не хватал звёзд с неба.

В целом же, с учётом того, что по правилам «Дебюта» в нём участвуют только первокурсники или студенты до того в творчестве не замеченные, концерт удался.

Комментарии членов жюри:
Кристина Абдурахимова рассыпалась в комплиментах, что наверняка объясняется нежеланием дебютанта судейской коллегии кого-то обидеть. Но когда дошло до её стихии, танцев, стала строже.
Екатерина Емельянова, ещё одна дебютантка, в основном тоже была восторженно-благосклонна, особо эмоционально похвалила барабанщицу. Однако не постеснялась сказать об отсутствии контакта с залом у главных героев и охранника.
Наталья Дудина говорила о высоких ожиданиях от ИПСС и о том, что они оправдались. Покритиковала звукачей, которые не подбирали микрофоны тех, кто был громче. Номер с экраном – конфета, запрещённый приём – всегда работает. И «какой русский не любит Хаву нагилу?»
Андрей Кирьяков похвалил за сюжетную линию. Обратил внимание на то, что постановщики загоняли четырёх танцующих девчонок, лучше было сосредоточится на меньшем количестве танцев, но сделать их ещё качественней. Отметил, что надо дорабатывать режиссуру отдельных номеров.

Евгений Думбровский: «Грустно. Грустно, что Хава нагила была у вас лучше, чем у Гриши». Это он о номере «РУТ BAND» из постановки «О тех, кого помню и люблю». Напомнил всем, что инструменталисты и вокалисты – историческая традиция строителей.


ИУЦТ, «Дебютная история»

Простой, понятный и что самое главное удобный для реализации синопсис – вечный студент ведёт через века современного и демонстрирует ему, какие номера студенты показывали раньше – к сожалению, не выписался в добротный сценарий. Даже соответствовать стилю эпохи не всегда получалось, стиляги почему-то стали чистыми рокерами в коже. А кроме хронологии номера мало что между собой объединяло, зато жёстко разъединяли «ямы» без света и текста. Да и сами номера не были абсолютно гениальны. Однако некоторые из них были достаточно яркими, даже если их нельзя было назвать полностью удавшимися.

Например, «Ведьмак» с изготовленными собственными руками гуслями. Часто ли мы слышим сегодня гусли? Много ли раз они играли на сцене Дворца культуры РУТ (МИИТ)? А сколько из них были самодельными? Наверняка это первые. Номер получился атмосферным, но подвела непосредственно техника исполнения. Из вокальных сольных номеров хочется отметить оригинальный взгляд на песню Высоцкого о войне, исполненная совершенно другим тембром, в иной манере, но прозвучавшая очень душевно. Но если честно, в процентном соотношении с военной тематикой перебрали. Другим чётким блоком был космический с одноимённым танцем в самодельных костюмах с элементами из фольги и классно сделанной ракетой со светящимся иллюминатором и огнём двигателей из красной ткани. При этом многие отметили его чуждость, как будто на сцене были не космонавты, а астронавты. И хотя англоязычная песня написана русскими людьми для русского фильма, как объяснили ребята на разборе, впечатления это уже исправляло.

Отдельного разговора достоин грим вечного студента. В самом начале концерта было сложно поверить, что это живой человек, он железно держал позу, складки на одежде тоже довели до твёрдой формы, так что они создавали впечатления если уж не бронзы, то пластика под бронзу. Потому, когда актёр сделал первые движения, это сработало пушечно. Но вот стихотворение из его уст в дальнейшем смотрелось излишним. 

По актёрскому мастерству в целом хотелось бы заметить, что недостаток опыта компенсировался непосредственностью и задором первокурсников. Да, некоторые ужимки смотрелись несколько нелепо, а артикуляция не своей части текста песни о РУТ даже смешно, но это же «Дебют», в этом и есть часть его шарма. В некотором несоответствии изображаемой эпохе даже находилось место для юмора – на басиста повесили табличку «Это контрабас». И это неплохой выход из положения, в конце концов мы тут не историческую постановку в Кремлёвском дворце смотрим, а студенческий фестиваль.

Необходимо сказать и о песне об университете, раз уж это специальная номинация. Ребятам удалось чётко попасть в стилистику старой советской песни, я даже думал, что они просто взяли какую-то из старых, но нет, песня в этой номинации должна быть авторской. Респект. Впрочем, какой ещё тут «респект»? Уважение.

Комментарии членов жюри:
Кристина Абдурахимова сдержанно и коротко поблагодарила коллектив ИУЦТ. 
Екатерина Емельянова посетовала, что история не просматривалась. Тёмные паузы её сбивали с настроя. Зато танцовщицы у ИУЦТ отличные. Во многих номерах нашла плюсы и минусы. «Космос – просо вау»!
Наталья Дудина заметила, что в подвязках к номерам актёры не дотянули, как будто их текст был не обязательным в этих местах. Высказала разделённую большинством позицию, что яркий персонаж-ведущий не должен исполнять отдельные номера. «Песня о РУТ (МИИТ) – практически единственный безупречный номер».
Андрей Кирьяков сразу оговорился, что у него неоднозначные впечатления. Похвалил за проделанную хореографическую работу, учитывая то, что коллектив собрался только около месяца назад. Заявил, что «Космос» для него пока что лучший из всех номеров нынешнего «Дебюта». При этом сразу выразил сомнение, что с ним согласятся другие члены жюри.
Евгений Думбровский: «А сейчас злой следователь». Сказал, что как директор ДК видел, что ИУЦТ репетировали больше всех, поэтому многого и ожидал, но не получил, что его разочаровало. Попросил отдельных аплодисментов вечному студента, потому что не каждый выдержит столько грима, и исполнителю песни Высоцкого.


ЮИ, «Пассажиры РУТ»

С самого начала прямо скажу, что идея концерта не блистала оригинальностью – очередной умудрённый опытом персонаж, на этот раз сова, проводит для первокурсницы очередной экскурс, на этот раз по видам транспорта. Отличие юристов было в том, что они свели к минимуму конферанс и сумели нарисовать плавно сменяющие друг друга картины разных видов транспорта. Полотно получилось относительно компактным и органичным. Но и из этой органики можно вычленить особенно яркие мазки.

Во-первых, это стихотворение «Зимний автобус». Что странно, краткий поиск в интернете не обнаружил имя автора. С простенькой инсценировкой оно было прочитано с необходимой детской интонацией и наивностью, в конце даже тренькнув мне по сердечной струнке.
Во-вторых, это пантомима «Страсти в облаках», особенно забавно отыгранная туристом в шортах и стюардессой. На самом деле там все участники хорошо сыграли, просто вышеупомянутые роли были интересней прописаны. Только вот концовка вышла сомнительной. Получилось, что парень бросил свою девушку ради курортного романа, не успев даже долететь до этого курорта.
И в-третьих, отличная финальная песня, она же песня о РУТ на мотив «Богемской рапсодии». Текст в ней не блистал литературными изысками, зато спето было чисто и чётко, что при таком первоисточнике очень важно. Кстати, добавлю ещё немного о классическом роке. Спасибо Джеймсу Ганну за то, что знакомит с ним современную молодёжь посредством саундтреков к своим «Стражам галактики». Первый танец концерта исполнялся под песню Mr. Blue Sky группы Electric Light Orchestra, которая входит в звуковую дорожку второй части приключений команды Звёздного Лорда.

Не могу обойтись без ложки дёгтя, которую не распробовал никто из членов жюри. Сова-конферансье допускала очень много стилистических ошибок в тексте: «Я много видела и много повидала»; «Теперь ты знаешь, как обзывают колокол на корабле»; «А теперь следующий вид автотранспорта» (когда речь перешла от водного к автодорожному). Переволновалась сова, бывает. Зато после того как ещё похвалили члены жюри будет спокойнее в следующий раз. К мнению экспертов и перейдём.

Комментарии членов жюри:
Кристина Абдурахимова на этот раз прошлась по номерам, в которых находила и плюсы и минусы. Особо отметила финальную песню, которую на тот момент считала лучшей из всех прочих.
Екатерина Емельянова согласна насчёт финалки. Похвалила «Зимний автобус», а вот особых страстей в облаках не увидела и посчитала номер очень затянутым. Как режиссёр положительно отметила ровную постановку с плавными переходами от номера к номеру.
Наталья Дудина умилялась на протяжении всего концерта. Её мнение во многом сошлось с точкой зрения предыдущего оратора, и по постановке, и по автобусу, и по оригинальному номеру «Страсти в облаках», который не столько оригинальный, сколько КВНовский, но «вы подурачились и получили удовольствие, и мы посмотрели и получили удовольствие».
Андрей Кирьяков не разбирал каждого номера по отдельности, потому что это была цельная картинка. Простота – это не плохо, если она работает. И тоже хвалил финальный номер за выбор песни – не современная попса и не советская песня, а мировой хит.
Евгений Думбровский со времён золотого состава юристов (Лавр Яковлев, Вардуи Геворгян и другие) не припомнит хороших концертов у юристов, а сегодня увидел.


Таким выдался первый день «Дебюта». В сотый раз повторю, что не стоит воспринимать критику, как негатив. Все участники фестиваля большие молодцы. Высказывая не всегда приятное мнение, никто не хочет никого обидеть, все наоборот хотят помочь избежать ошибок в будущем.

С уважением, Андрей Козлов.