Песня остаётся с человеком

«Я так помолодела сразу, что могу без палочки ходить» (неизвестная зрительница)

13 октября – совершенно непримечательный день, если не лезть в «Википедию». Вот мы и не полезем. Просто в этот день во Дворце культуры Российского университета транспорта без особой причины состоялся очередной концерт из цикла, посвящённого 100-летию СССР. Мероприятие настолько ни к чему не привязанное, что даже к 100-летию СССР, об этом было написано только на афише, а сам концерт был просто песнями, которые остаются с человеком.

Нет, серьёзно, у меня, как у сценариста мероприятия, было мощное геополитическое обоснование происходящего, но оно не пригодилось. Порой обыкновенные соберушки попеть оказываются важнее всего.

Перейдём к обзору концерта. У цикла уже сформировалось определённое лицо в виде постоянного аккомпанемента оркестра Министерства транспорта под руководством скромного Константина Петровича и участия самых топовых вокалистов РУТ (МИИТ) последних лет. Немного разнится конферанс, но и он в целом соответствует духу эпохи. Ведущий Александр Мусаткин даже ни разу не ошибся, в отличии от открытия малой сцены на пятом этаже.  Начало тоже всегда одинаковое – инструментал. На этот раз попурри оркестра.

Пока вы окончательно не уверились в том, что всё это заказные тексты, честно скажу, на мой взгляд это был наиболее эмоционально пресный концерт из всего цикла. Вряд ли потому что у него не было конкретного повода. Как раз наоборот, отсутствие привязки к чему-либо давало определённую свободу. Но между обретением свободы и правильным её использованием лежит порой непреодолимая пропасть. Эту истину так сразу не понять. Как пела группа «ЧайФ», вы просто поверьте, а поймёте потом. Но это только моё частное мнение. Краткие разговоры с исполнителями и тихое подслушивание мнений зрителей не позволяют утверждать, что концерт не удался. Тем не менее дальнейшее будет написано через мою личную призму. У каждого ведь она своя.

Избегая элементарного перечисления с вердиктом: «Ну, это было норм», что при данном наборе исполнителей можно перевести на литературный как: «Качество исполнения не подвергается сомнению, однако не рвёт душу в клочья», пройдусь по отдельным моментам концерта, которые зацепились спицами за клубок моей памяти.

Открывающий блок полностью был в зоне ответственности квартета «Адам», который потихоньку расширяет состав, но на сцене всё равно остаётся квартетом, причём в одинаковых костюмах и платьях – коллектив, а не сборище по интересам. Выступали и квартетом, и сольно, и дуэтом. В последнем случае немного удивило, что при исполнении песни «На крылечке твоём…» слова в самом начале забыла более опытная Анастасия Константинова, а не новичок Егор Пинаев. Тем не менее опыт не позволил просто замолчать, Настя спаслась пропеванием слогов «на-на-на».

Да и вообще было до странности много небольших ошибок и заминок именно в начале песен на протяжении всего концерта. В основном на пару-тройку слогов не успевали выводить микрофон. А больше всего ближе к концу мероприятия не повезло Владиславу Павленко, у которого на песне «Я люблю тебя жизнь» микрофон начал буквально заикаться. По чудесному совпадению следующим номером шла «Надежда», которую Геннадий Косинов попросил зал петь практически самому, даже без оркестра. И зал спел. А проблему с микрофоном за это время успели решить. Тот же Геннадий Косинов вместе с Алтынай Батаргали здорово раскачал зал на песне «По ночной Москве». Профессионал, что уж там.

Продолжим о профессионалах. Анатолий Сорокин ох уж покрасовался, показал себя при исполнении песни «Как молоды мы были», поиграл со своими внутренними настройками громкости, голоса, интонаций – мощно, ничего не скажешь. Однако не смог с первого раза вступить в песне «Ты моя мелодия», хотя пел её с пюпитра. Просто хочу, чтобы вы знали, в моём первоначальном варианте сценария концерта в подводках к Сорокину сквозила добрая ирония. Жаль, что это убрали, прикольно бы сработало в этой ситуации.

Здорово отработала дорожное попурри группа «Метро», там просто не подкопаешься. Елизавета Антонова и Владислав Нартов спели «Ноктюрн» Бабаджаняна. Как спели? Классически. Роскошно. Умопомрачительно. Торжественно. Органично. Круто, если расшифровать эту нехитрую аббревиатуру. Владислав отдельно спел ещё «Там, где клён шумит». В этом ему активно помогал дирижёр Константин Петрович, хотя, казалось бы, в данном случае помощь была и не нужна, но тоже ведь хочется попеть, дать энергетики – просто человек занимается любимым делом. Елизавета Антонова позже тоже выступила сольно с «Лесным оленем». К качеству исполнения никаких претензий быть не может, но лично мне эта песня больше нравится не в классическом темпе Аиды Ведищевой, а в чуть более быстром «Приключений Электроников», буквально на полтакта, полкопытца, это же олень бежит.

Отдельная история про баяниста всея РУТ Никиту Соболева. Как инструменталиста мы его знаем давно, а в этот раз он ещё и спел «В городском саду» Блантера и Фатьянова, подыгрывая самому себе на любимом инструменте. Положа руку на сердце не супер спел, но если хочется человеку – пусть поёт. Мне позже рассказали, что его прямо-таки уломали. Но Никита самым беззастенчивым и прямолинейным образом пел конкретной девушке в зале, не отводя глаз пел. И это позволяет мне заподозрить, что его показное нежелание было продемонстрированно для проформы. Любовь.

Комсомол и весна. Это уже пел хор РУТ. И он же сразу после этого исполнил финалку «Песня остаётся с человеком». Зал подпевал. Даже встал в конце, сперва только местами, а потом весь, да ещё и скандировал: «Молодцы! Молодцы!» А артисты в ответ: «Спасибо! Спасибо!»

В общем, зрителям понравилось, артистам понравилось, а моё субъективное мнение можно по боку пустить. Может просто хотелось минора и мажора в равных долях. Ждём заключительный концерт цикла, который состоится в декабре. У него уже будет конкретная концепция, подразумевающая очень разные песни, так что должно быть интересно.

С уважением, Андрей Козлов