Некоторое время назад мы коротко рассказывали о том, что такое арт-кластеры, как они появились и к чему пришли.
Сегодня познакомимся с некоторыми наиболее известными арт-кластерами мира. Галерея ВСЕКОХУДОЖНИК
Район DUMBO, Нью-Йорк
DUMBO – это название микрорайона, который в 1970-х годах стал пристанищем бедных художников, переделавших местные пустующие склады и фабрики под мастерские, галереи и лофты. Название не имеет отношения к мультяшному слонёнку, это аббревиатура выражения Down Under the Manhattan Bridge Overpass – «Под эстакадой Манхэттенского моста». В 1990-х куратор выставок Джой Глидден открыла здесь свою галерею DUMBO и основала художественный фестиваль Dumbo Art Under the Bridge Festival, который принёс району всемирную известность и позволил в 2007 году добиться для него статуса исторического. На другой стороне Манхэттенского моста находятся Масоразделочный район и Челси, где до 1990-х тоже обитало множество художников, но сейчас это гораздо более респектабельные районы, где всё же сохранилось огромное количество художественных галерей.
Färgfabriken, Стокгольм
Бывший завод по производству сельскохозяйственной техники преобразовался в арт-пространство в 1995 году. Его учредителями были Шведская ассоциация архитекторов и два крупных производителя красок и материалов для художников, отсюда и значение названия – «Фабрика красок». Эта лаборатория современных выставок так быстро заработала авторитет в художественной среде, что в 2001 году её главный спонсором стала компания, которая прежде владела заводом. Так же в начале 2000-х выставки Färgfabriken признаются одними из лучших в мире. Кроме выставочного пространства, это образовательный центр, ориентированный на архитектуру и градостроительство.
Spinnerei, Лейпциг
Некогда крупнейший хлопкопрядильный производственный центр Европы в 1993 году остановил свою работу, оставив не у дел несколько фабрик, жилые помещения для рабочих, детские сады и зоны отдыха, расположенные на 10 гектарах под Лейпцигом. Вскоре район наполнили ремесленники и художники, в основном Новой Лейпцигской школы, в том числе Нео Раух, Матиас Вайшер, Джим Уайтинг и другие. Позже появились танцоры и музыканты, архитекторы и дизайнеры. За ними пришли и торговцы. Так что к 2004 году арт-кластер Spinnerei обрёл достаточную популярность, чтобы сюда начали перемещаться крупные галереи. Сегодня их на «Прядильне», как можно перевести с немецкого это название, уже 14. И около сотни студий и мастерских художников, гончаров, ювелиров, модельеров, архитекторов и прочих творческих личностей.
Löwenbräu Areal, Цюрих
Пивоваренный завод Löwenbräu в Цюрихе закрылся в 1986 году. Городской совет принял решение расширять и обустраивать его территорию для других целей, но проект был отложен. В 1996 году помещения пивоварни были переданы художественному музею Кунстхалле в качестве выставочных залов. Позже сюда перебирается Музей современного искусства Мигрос и несколько частных галерей, которые привлекли внимание и средства в расширение и обустройство бывшей промзоны. С середины 2000-х этот швейцарский арт-квартал становится одним из основных мировых выставочных центров. Кроме музеев, галерей и свободных художников тут построены офисные здания и жилые дома.
Институт современного искусство Kunst-Werke (KW), Берлин
После падения Берлинской стены в 1989 году практически всё производство в Берлине было прекращено или переведено за черту города. Освободившиеся пространства начали осваивать под другие цели. Известный немецкий искусствовед и куратор выставок Клаус Бизенбах основал на бывшей маргариновой фабрике творческий инкубатор, получивший название Институт современного искусства Kunst-Werke, сокращённо KW, что переводится просто как «Арт-фабрика». KW отличается от других арт-кластеров тем, что не имеет собственной коллекции и больших выставочных площадей. Это в первую очередь лаборатория по продвижению современной культуры. Институт организует выставки выдающихся современных художников и делает тематические выставки совместно с Нью-Йоркским музеем современного искусства, Венецианской биеннале и другими партнёрами. Благодаря его деятельности в 1996 году прошла первая Берлинская биеннале современного искусства, а заброшенный район восточного Берлина Митте превратился в главный художественный центр германской столицы.
Автономный культурный центр «Город Метелкова», Любляна
В старых казармах Австро-Венгерской империи в столице Словении с начала 1990-х годов обосновались представители различных творческих профессий, молодёжных организаций, меньшинств и разных маргиналов. Отношения коммуны с официальными властями складывались не всегда гладко. Муниципалитет то разрешал поселение, то считал его незаконным. В итоге в 1995 году небольшой квартал, состоящий из семи зданий по улице Метелкова, получил статус самоорганизующейся автономной зоны, которая через 10 лет была признана территорией национального культурного наследия. Сейчас это один из самых необычных туристических объектов Европы, город в городе со своими правилами и ритмом жизни, на маленькой территории которого уместились художественные галереи, кинозалы, клубы и один из лучших в мире хостелов Celica Art.
Фабрика культуры Korjaamo, Хельсинки
Многофункциональная арт-площадка в самом центре столицы Финляндии появилась в 2004 году в бывших ремонтных гаражах трамвайного депо и сейчас является одной из самых крупных в Северной Европе. Ежегодно тут проходит около 400 различных культурных событий, которые посещает свыше 200 000 человек. Основное направление деятельности – это современный театр, музыка и визуальное искусство. В комплексе есть так же выставочные галереи, кинозалы, дизайнерские магазины и, естественно, музей трамваев. Отдельная гордость «Цеха», а именно так переводится название с финского, это рестораны, кафе и бары. Активно используется зелёный сад неподалёку. А главным событием года является ежегодный Международный театральный фестиваль Stage.
798 Art Zone, Пекин
Построенный во второй половине 1950-х годов по программе советско-китайского военно-промышленного сотрудничества завод №798 к началу 1990-х пришёл в упадок в связи с рыночными реформами. С 1995 года Пекинская академия изящных искусств начала арендовать помещения этого и соседних заводов в качестве мастерских. Привлечённые низкой арендной платой сюда стали стекаться и свободные художники. Уже в 2001 году тут обосновался и первый иностранный торговец, а ещё через год в «Зоне искусств 798» состоялась первая публичная выставка. Сегодня там на 1 квадратном километре находятся десятки выставочных залов, студий и галерей, магазины, кафе, рестораны и жилые помещения. Вход на территорию бесплатный. Интересно, что выставки зачастую далеки от традиционного китайского искусства, остросоциальны, провокационны и оппозиционны по отношению к официальной идеологии КНР, так что будущее 798 Art Zone туманно, несмотря на широкую популярность.
Конечно, это далеко не все достойные упоминания арт-кластеры мира. Их сейчас огромное количество. Но мы постарались показать их разнообразие: творческие инкубаторы и производственные площадки, отдельные здания и целые районы, стихийные образования и государственные предприятия. Арт-кластеры настолько разнообразны, что порой создаются специально, чтобы быть разрушенными. Таковым был немецкий проект The Haus, собравший в январе 2017 года больше сотни художников в бывшем здании берлинского банка за четыре месяца до его сноса. То, что они в нём сотворили, было доступно для зрителей всего лишь в течении месяца, при этом съёмка внутри была категорически запрещена, после чего здание снесли. В этом и состояла концепция проекта – показать скоротечность современного искусства.
Кто знает, что ждёт нас в будущем и не придётся ли однажды вернуть заводам и фабрикам их первоначальные функции.