Баухаус – архитектурная и художественно-промышленная школа в Германии, существовавшая с 1919 по 1933 год. Название основано на игре немецких слов: Bau — «строительство», «здание» и Haus — «дом», то есть «Дом строительства».
Читатель может поинтересоваться, почему для буквы «Б» выбрали не барокко – основной архитектурный стиль Европы XVI-XVIII веков, а какое-то учебное заведение, просуществовавшее всего 14 лет? Отвечаем. Барокко – это одно из важнейших культурных явлений в истории искусства в целом, не только в архитектуре, но оно закончилось больше 200 лет назад. А идеи Баухауса окружают вас со всех сторон прямо сейчас. Вы живёте в них, сидите на них и за ними, едите и пьёте из них, смотрите на них ежедневно и не знаете, что это они. Практически вся современная архитектура и бытовой дизайн происходят из Баухауса.
Сразу оговоримся, что архитектура модернизма и функционализма не была создана непосредственно в Баухаусе, началась она чуть раньше, но именно там она была осознанна и сформирована теоретически. Обо всём по порядку.
В 1919 году в немецком городе Веймаре парламент Германии принял новую конституцию и учредил Веймарскую республику. В том же году по предложению герцога Саксен-Веймарского в этом городе на базе прежнего училища и мастерских была организована новая «Государственная высшая школа строительства и формообразования». На должность директора пригласили молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса, ученика одного из основателей конструктивизма и промышленного дизайна Петера Беренса. Считается, что именно Гропиус придумал упрощённое название Баухаус. Он давно мечтал о создании новой художественной школы, в значении не только и не столько учебного заведения, но в смысле идейного центра и творческой лаборатории. Не мудрено, что одним из первых дел нового директора стало написание специального «Манифеста Баухауса», в котором была сформирована не только программа художественного образования, но и основная философия школы. «Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание… Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются в единое целое, и которое однажды руки миллионов рабочих поднимут к небесам, как хрустальный символ новой веры. Проектировщик и строитель, художник и ремесленник: все становятся одним лицом, создающим новую реальность, современную среду обитания».
Гропиус создал открытую демократичную школу, подобную средневековым гильдиям с мастерами и подмастерьями. Несмотря на то, что мастерские были разделены на производственные и творческие, учебный процесс был направлен на то, чтобы стереть грань между художником и ремесленником, теория всегда совмещалась с практикой, от академизма отказались. Гропиус собрал впечатляющую команду преподавателям по самым разным дисциплинам.
Вводный курс разработал и вёл швейцарский художник и теоретик искусства Иоганнес Иттен. Венгерский художник и теоретик фото- и киноискусства Ласло Мохоли-Надь руководил мастерской обработки металла и фотографии. Знаменитый Пауль Клее вёл собственный теоретический курс «учения о форме» и руководил витражной мастерской. Основатель абстракционизма Василий Кандинский главенствовал в мастерской монументальной живописи и вёл курсы цвета и теории живописи. Один из основателей группы «Де Стиль» голландский художник Тео ван Дусбург читал теоретические лекции по работе своего творческого объединения, а на практике преподавал формообразование в пластическом искусстве. Скульптор и театральный оформитель Оскар Шлеммер возглавлял мастерскую скульптуры и театральную мастерскую. За графику был ответственным карикатурист Лионель Фейнингер, Лотар Шрейер вёл сценографию, Герхард Маркс – керамику, Йост Шмидт — типографское дело, плакат и искусство шрифта. Принцип синтетического искусства сам бросается в глаза, студенты школы изучали практически всё, что можно сделать собственными руками и даже больше.
Студенты Баухауса быстро добивались успехов. Среди них были и такие, которые вскоре становились преподавателями школы. Создатель шрифта Universal и арт-директор немецкого издания журнала Vogue Герберт Байер стал руководителем студий типографского дела и рекламы. Мастер по металлу Марианна Брандт прославилась дизайном серийных бытовых предметов. Марсель Брёйер известен дизайном мебели из трубчатых металлов. Одним из первых таких предметов стал стул Wassily, названный в честь Василия Кандинского. Вся трубчатая мебель, которой мы пользуемся на кухнях, в офисах, школе, на пикниках – всё это корнями уходит в Баухаус.
В школе было сформировано несколько основополагающих принципов, которые были включены в «Манифест» и не остались на бумаге. Баухаус на самом деле следовал провозглашённым идеям. Некоторые здесь уже озвучены – отсутствие границ между ремесленником и художником, а также синтетическое искусство, то есть единение разных его видов. Среди других важных принципов назовём следующие:
— «Форма следует за функцией» – форма здания или объекта должны определяться его назначением, предметы должны быть красивыми и удобными;
— Чистые материалы – сам материал объекта или здания становится первичной частью его внешнего вида, не скрывается дополнительным декором из других материалов;
— Минимализм – Баухаус предпочитал простые линейные формы, однородные цвета, простую геометрию без витиеватости, приветствовал создание предметов искусства, которые легко тиражировать;
— Технологичность – новое искусство должно быть легко тиражируемым, массово производиться на заводах, архитектура тоже должна стать массовой и типовой, Баухаус одним из первых в мире провозгласил принцип доступного жилья;
— Постоянное развитие – поиск новых методов, новых материалов, новых способов строительства, новых подходов к производству и распространению.
Именно принцип постоянного развития и определил живучесть идей Баухауса. Самые современные промышленные 3D-принтеры и распечатываемые на них здания вполне соотносятся со столетней давности идеями постоянного развития, технологичности, простоты, экономичности и чистоте материала.
Как-то много теории, согласитесь. Рассмотрим на примере простого многоквартирного жилого дома. Форма следует за функцией жилого дома – здесь много квартир, нет слишком длинных коридоров с анфиладами, всё просто, однотипно, легко ориентироваться. Чистые материалы – кирпич или панели ничем не скрыты, они сами собой создают декоративный орнамент, в случае небоскрёба стекло красиво само по себе, его незачем скрывать. Минимализм – простые прямоугольные формы стен, окон и балконов, отсутствие виньеток, барельефов и декоративных колонн. Технологичность и простота – кирпич, панели или целые блоки производятся на заводах и складываются вместе сотни раз по одному и тому же архитектурному плану. Эстетика в этой простоте и симметрии тоже есть, мы просто привыкли к современным городским пейзажам и не воспринимаем архитектуру спальных районов в качестве искусства. Однако создавалась эта архитектура именно как новое искусство.
В 1925 году власти Веймара прекратили финансирование школы и Баухаус перебрался в город Дессау, где по проекту Гропиуса был построен комплекс учебных зданий и мастерских (главное здание можно видеть в «шапке» статьи). В 1928 году Гропиус передал бразды правления швейцарскому архитектору Ханнесу Майеру. На этом закончился условный «романтический период» Баухауса, зато школа официально стала называться именно так и вступила в период практической реализации идей, её специалистов активно привлекали к проектированию городской среды. Мастера школы официально стали профессорами, а вместо сертификатов выпускники начали получать настоящие дипломы. Но и о теории не они забывали, адепты баухауса предпочитали писать это слово с маленькой буквы, как направление искусства, а не название школы. При Майере школа начала приносить доход, однако он был приверженцем социалистических идей и его вскоре сместили. Вместе с семью учениками он переехал в СССР, где они строили социальные городки при заводах в Магнитогорске, Свердловске, Перми и Соликамске. Майер предложил частично реализованный на практике генеральный план развития Биробиджана, а его ученик Тибор Вайнер проектировал станцию метро «Аэропорт».
В 1930 году третьим и последним директором Баухауса стал уже знаменитый на тот момент немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Как и Гропиус Роэ был учеником Петера Беренса. Он изменил систему обучения и постарался сделать школу аполитичной, но от нападок национал-социалистов и лично Гитлера это уже не спасло. В 1933 году НСДАП приходит к власти, Веймарская республика прекращает своё существование, а вместе с ней закрывается и Баухаус в Дессау. По сути история Баухауса на этом закончилась. Роэ перевёл школу в Берлин, переоформил как частное учебное заведение, но вскоре был вынужден эмигрировать в США, где Ласло Мохоли-Надь, возглавил «Новый Баухаус». В 1940-х эта школа преобразовалась с Чикагский институт дизайна, а потом стала частью Иллинойского технологического института. Ми сван дер Роэ сделал в США впечатляющую карьеру, построив несколько известных небоскрёбов в Нью-Йорке, Чикаго и Торонто, но это уже немного другая история.
В современной Германии существует университет «Баухаус» в Веймаре и Дизайнерский центр «Баухаус-Дессау», однако на деле это только наследники бренда. Ульмская школа дизайна сегодня продолжает педагогические традиции Вальтера Гропиуса. Однако ничего принципиально нового наследники и последователи идей первого Баухауса уже не предлагали, да и такой именитой команды преподавателей никому больше собрать не удалось.
Баухаус оказал огромное влияние на внешний облик современного мира. Именно поэтому в статье на букву «Б» было решено рассказать о нём, а не о барокко. Барокко – это памятники архитектуры. Баухаус – это наша жизнь.