Азбука архитектуры. Г – готика

Готика – художественный стиль и период в развитии средневекового искусства в Европе XII – XVI веков. От итальянского слова gotico – «варварский».

К историческому германскому племени готов это отношения не имеет. Термин появился в последующую за готикой эпоху Ренессанса и первое время носил уничижительный характер, обозначая период «упадка» между настоящей античностью и её Возрождением. До того средневековую европейскую архитектуру назвали итальянским словом tedesca – «немецкая».

Готика, как художественный стиль, прослеживается практически во всех видах изобразительного искусства: живописи и книжной миниатюре, скульптуре и фресках, моде и дизайне мебели. К примеру, именно в это время впервые начинают производиться шкафы для одежды, до того её хранили в сундуках. Но в первую очередь готика – это всё же архитектура. У всех нас первая ассоциация со словом «готика» – высокий собор с башнями и шпилями. Долгое время готическое искусство воспринимали исключительно религиозным, но современные искусствоведы отошли от этой точки зрения. Однако игнорировать влияние католической церкви на формирование готики невозможно.

Базилика Сен-Дени

Первым готическим архитектурным сооружением принято считать церковь монастыря Сен-Дени, служившую некрополем французским королям. Впервые она упоминается ещё в VI веке, а готические черты приобретает после реконструкции под руководством аббата Сугерия, значительного церковного и государственного деятеля XII века. В трактате «Об освящении церкви Сен-Дени» он описал и обосновал символические смыслы новой архитектуры. Нижний массив стен – мир земной, пояс витражей – мир небесный, готическая роза (круглое окно на фасаде) – колесо Фортуны и цикличность времени, а арки – разрыв круговорота времени и скорый конец света.

Роза Страсбургского собора

Но подобный символизм был бы невозможен без чисто конструктивных особенностей готики. Её элементы встречаются и в более ранних постройках. Переход от низких, тёмных и толстостенных зданий романской архитектуры к высоким, светлым и тонкостенным готическим стал возможен благодаря каркасной системе, системе нервюр, аркбутанов и контрфорсов. Средневековые архитекторы заметили, что вес и давление каменной кладки можно сконцентрировать в определённых точках и поддержать конструкцию именно в этих местах, что устранит высокую нагрузку на другие элементы. Массивный цилиндрический свод заменили на нервюрный крестовый (фр. nervure — «жилка», «ребро», «складка»). Давление свода через эти «рёбра» передавалось аркбутанами (наружными полуарками) на контрфорсы (внешние опоры). Эта каркасная система позволила уменьшить расход строительных материалов при этом значительно увеличив высоту сооружений за счёт снижения вертикального давления, убрать внутренние колонны и расширить оконные проёмы, сделав таким образом внутренне пространство единым целым – огромным светлым и очень вместительным залом, устремлённым ввысь. Любой наш современник, кто бывал в готическом храме, знает какие возвышенные чувства вызывают его своды. Можно представить до каких глубин души потрясали они глубоко религиозных людей эпохи Средневековья.

Схема готической каркасной системы

Естественно конструктивно всё не так просто, но мы не будем погружаться в чисто архитектурные тонкости слишком глубоко. Главное, что каркасная система привела к резкому взлёту европейской архитектуры и культуры в целом. Так, например, увеличение оконных проёмов привело к развитию витражного искусства. Конструктивные особенности позволяли пользоваться недостроенным храмом, что позволяло приступать к строительству даже при недостаточном финансировании, ведь множество церквей строилось на средства горожан. Это привело к своеобразному соревнованию в строительстве наиболее грандиозных зданий и тому, что некоторые соборы возводились столетиями и достраивались до конца, когда готика, как архитектурный стиль, давно ушла в прошлое. Так Кёльнский собор строился 632 года в два этапа с перерывом около четырёх веков. Пражский собор Святого Вита возводился более равномерно, в четыре этапа за 585 лет. Миланский собор почти полностью закончили за 427 лет, но некоторые детали доделывались вплоть до 1965 года, что позволяет увеличить срок строительства до 579 лет. А вы говорите квартиры сейчас долго строят.

Кёльнский собор

В готике выделяется три периода: ранняя, зрелая (высокая) и поздняя (с подвидами лучистая, пламенеющая, интернациональная и другими). Ранняя готика визуально более массивна, наиболее известный её пример собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам (на изображении в «шапке» статьи). Зрелая готика отличается более высокими пропорциями и светлыми интерьерами, увеличенными окнами и витражами. К ней относятся Шартрский собор, по примеру которого строились многие другие, Реймский собор, где короновались французские монархи, самый большой во Франции Амьенский собор и другие. Поздняя готика отмечена ещё большим вниманием к декоративным элементам и одинаковой высотой центрального и боковых нефов (вытянутая часть интерьера). К ней можно отнести уже упомянутый Миланский собор, костёл Святой Анны в Вильнюсе, кафедральный собор Сеговии и некоторые части храмов, относящихся к более ранним периодам постройки, что вполне объяснимо в свете разговора о долгостроях того времени.

Миланский собор

Готика появилась во Франции и оттуда распространилась на большую часть остальной Европы, где приобретала свои национальные черты. В Германии первое время просто добавляли готические детали к романским постройкам, позже предпочитали одну башню двум и в целом более строгую планировку, не украшали западный фасад, где обычно изображали Страшный суд, а главный вход делали с бокового фасада. Упомянутый выше Кёльнский собор наоборот скорее французского образца. Английская готика растянута в ширину, более грузная, с большим количеством пристроек. Дело в том, что здесь она формировалась в монастырях, а не в городах. Чешская и восточногерманская готика испытывала недостаток в камне, поэтому использовала кирпич, её так и называют Кирпичной готикой. Чешская готика предпочитала зальный тип и отсутствие дополнительных внешних опор, так что у неё более мощные стены. Нидерланды отличает значительное развитие светской готической архитектуры – ратуши, рынки, здания гильдий. А ненадёжные почвы заставили уменьшить высоту зданий, применять кирпич и деревянные своды. В Италии типично готических сооружений относительно немного, местная готика не стремилась вверх, использовала разноцветный камень и мозаики.

Брюссельская ратуша

Именно из Италии в остальную Европу пришла сменившая готику эпоха Возрождения. Спустя столетия готические элементы ненадолго вернулись в неоготическом стиле XVIII – XIX веков. Наиболее популярным этот стиль стал в викторианской Англии, а из неё попал и в США. Самым известным зданием в этом стиле стал Вестминстерский дворец в Лондоне. Неоготика, в отличии от средневековой готики, добралась и до России. У нас она использовалась в основном для строительства католических костёлов, но были и светские постройки в этом стиле, например, дворцово-парковый ансамбль Царицыно или «Ласточкино гнездо» в Крыму. А образцы средневековой готики можно увидеть в Калининградской области, ранее бывшей территорией Германии.

Вестминстерский дворец

Увлечение средневековой эстетикой привело к появлению в XIX веке «готического романа» (Мэри Шелли, Брэм Стокер, Вальтер Скотт и другие). А в 1980-е годы сформировался мрачный музыкальный стиль готического рока, вокруг которого выросла субкультура готов. Но это уже совсем другая история, которая к настоящей готике имеет весьма опосредованное отношение. Тем не менее вполне допустимо говорить, что готика до сих пор имеет определённое влияние на современную культуру и уж точно является одним из самых узнаваемых исторических архитектурных стилей.