Интерьер – вид архитектурного объекта изнутри, а также композиция или оформление внутреннего пространства здания с элементами обстановки. В русский язык слово пришло из французского, а в него из латыни: interior — «внутренний мир».
Термин противоположен понятию экстерьер – вид снаружи. Тем не менее это взаимосвязанные понятия, архитектор обычно проектирует экстерьер и интерьер в едином художественном стиле. Однако бывают исключения, связанные с оригинальной концепцией, требованием заказчика или внезапным изменением архитектурных тенденций. За примерами последнего далеко ходить не надо, это наш Дворец культуры РУТ (МИИТ). Его экстерьер выполнен в стиле конструктивизма, а интерьер частично в стиле неоклассицизма или сталинского ампира.
Интерьер – это сочетание эстетики и прагматики. Можно выделить три основные составляющие интерьера: конструктивная основа (стены, пол и потолок), предметное наполнение (мебель, оборудование, украшения), функциональные процессы (свет, тепло, кондиционирование). В наше время это уже по сути область дизайна, где есть свои принципы и правила, но до XIX века созданием интерьеров занимались архитекторы или заказчики на свой индивидуальный вкус. Но осмысление интерьера, пусть из без глубоко проработанной теории, существовало с самых древних времён.
Одна из первых цивилизаций, оставивших после себя большое количество сохранившихся интерьеров, сформировалась в долине Нила. Благодаря древнеегипетской системе верований до нас дошли не только храмы и гробницы. По так называемым «домам душ», глиняным предметам для жертвоприношений, которые могли быть выполнены в виде модели жилого дома, мы можем судить об интерьерах простых жилищ. Египтяне первыми научились создавать кирпичный свод, создавали водопровод и систему отопления при помощи керамических труб, были разработаны привычные до сих пор формы столов, стульев, кроватей, шкатулок и сундуков. В богатых домах мебель и предметы была были богато инкрустированы золотом и слоновой костью. Стены украшались фресками, которые иногда укреплялись стеклом. Практически все поверхности, кроме пола, покрывались иероглифами, а полы могли покрываться мрамором.
Греки заимствовали многое из Египта, но были гораздо более социализированным народом, поэтому особое внимание уделялось интерьерам храмов и других общественных зданий. А в частных домах, даже самых богатых, всё было скромнее и аскетичней, как по сравнению с местными общественными зданиями, так и по сравнению с частными египетскими жилищами. Мебель была простой, но изящной. Кроме живописных фресок в качестве украшений активно использовались геометрические узоры, например, один из самых древних орнаментов на земле, известный под названием меандр. В домах попроще стены просто выкрашивались в красный, жёлтый или белый цвет. Полы выкладывались мозаикой или покрывались тростником, так же в зависимости от достатка хозяев.
Римляне заимствовали у греков основные архитектурные формы и усовершенствовали их арками и сводами, что заметно повлияло на восприятие интерьеров. Усовершенствовали они и частные дома, италийский тип жилища предполагал атриум – внутренний дворик с фонтаном, статуями или цветниками. Что уж говорить о богатых виллах, которые порой представляли из себя целые комплексы помещений. Поначалу достаточно суровый народ в эпоху империи приобщился к восточной роскоши, полюбил богатую драпировку тканями и коврами, различные барельефы и фрески, а мозаичные полы встречались и в относительно небогатых домах. В Риме появилось множество многоэтажных жилищ, стал нормой водопровод и канализация.
В Европе Раннего Средневековья о римском комфорте можно было только мечтать. Даже знать жила в тесных и плохо отапливаемых помещениях с грубой и простой деревянной мебелью. Стены могли украшаться гобеленами, которые несли в себе не только эстетическую функцию, но и служили простейшим утеплителем. В то же время интерьеры готических храмов благодаря архитектурной мысли были весьма впечатляющи: высокие своды, лёгкие арки, красочные витражи.
Эпоха Ренессанса в соответствии со своим названием возродила и богатые интерьеры в римском стиле. Позже на основе античных традиций в Европе появились собственные художественные направления с богатой и разнообразной отделкой интерьеров: барокко, рококо, классицизм. О них можно писать отдельные статьи, их образцы хорошо сохранились в Версале, Сан-Суси и других дворцах. А на формирование внутреннего облика городского дома, в общих чертах принятого до сих пор, наибольшее влияние оказали голландцы XVI – XVII веков. Многоэтажный кирпичный дом с относительно небольшими комнатами, но при этом с большими окнами стал вынужденным решением в условиях дефицита пространства в Нидерландах. Прочная точёная голландская мебель была популярна по всей Европе вплоть до XIX века. Дом украшался картинами и различными заморскими диковинками, которых у лидеров мировой торговли того времени было предостаточно.
Дизайн интерьеров как таковой появился в XIX веке, что связано с промышленной революцией, развитием медицины и ростом населения. Первое время им занимались мебельные фабрики, но в начале ХХ века появились и быстро заняли рынок частные лица, увлечённые делом любители, а позже и профессионалы, выпускники специальных учебных заведений, таких как Баухаус, о котором мы уже рассказывали.
Несомненно, интерьер – это настолько обширная тема, что объять её короткой статьёй не представляется возможным, но галопом по Европам мы пробежались. И вот именно, что по Европам. Традиционные интерьеры других регионов мира значительно от них отличаются, но это уже точно выходит за рамки нашего ознакомительного формата.