Конструктивизм – направление в архитектуре, а также декоративно-прикладном искусстве, фотографии, изобразительном искусстве, литературе и музыке, существовавшее в первой половине ХХ века в СССР. Производное от слова «конструкция», от латинского constructio — «составление», «построение».
В официальном искусствоведении термин впервые зафиксирован в 1922 году в книге теоретика искусства Алексея Гана, которая так и называлась – «Конструктивизм». Само слово и его значение, как направление искусства, использовалось и раньше, конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин, которые считаются основоположниками этого направления. Это были весьма разносторонние деятели искусств, но к архитектуре они не имели практически никакого отношения, если не считать проекта памятника III Интернационалу, который ещё называют башней Татлина. Вращающаяся вокруг своей оси 400-метровая башня из стекла и стали так и не была построена, но стала символом конструктивизма.
На становление общей теории конструктивизма повлияли другие направления искусства начала века: супрематизм, кубизм, футуризм. Вслед за ними конструктивизм предполагал поиск новых форм, их простоту, отказ от традиций и «искусства ради искусства». Новое направление предложило концепцию «производственного искусства», предполагавшую создание полезных, утилитарных вещей, обустройство быта и гармоничное существование человека в нём. Для большинства видов искусства эта теория так и осталась теорией, а вот архитектуре удалось во многом ей соответствовать.
Характерными чертами конструктивизма или архитектурного авангарда как его ещё называют стали геометризм и строгость, монолитность и лаконичность внешнего облика, обнажение в нём конструктивных элементов и несущих конструкций, отказ от декоративных элементов прежних стилей, а главное функциональность. Все эти принципы впервые воплотились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда в Москве (1923 год). На конкурсе проект занял третье место и реализован не был, как, впрочем, никакой из проектов. Однако именно после него конструктивизм на десятилетие стал главенствующим направлением архитектуры, обойдя соперничавшие с ним индустриальную символику и архаизирующую романтику.
Лидерами нового направления стали Александр, Виктор и Леонид Веснины, а также заметный теоретик конструктивизма Моисей Гинзбург. В 1925 году они основали Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое впоследствии входили уже упомянутые Александр Родченко и Алексей Ган, знаменитые Казимир Малевич и Ле Корбюзье, а также братья Голосовы, Константин Мельников, Иван Леонидов и другие архитекторы-конструктивисты. ОСА активно распространяла свои идеи, выпускала свой журнал «Современная архитектура», организовывала выставки, а также боролась против стилизаторского подхода к конструктивизму, то есть против превращения конкретных методов во внешнее подражательство. Так, например, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, автор Дома газеты «Известия» на Пушкинской площади.
Главными памятниками конструктивизма стали различные здания новой эпохи в жизни страны: рабочие клубы, дома культуры, фабрики-кухни, дома-коммуны, заводы, фабрики, гаражи, пожарные части, общежития, гостиницы, газетные издательства, больницы, школы и конечно же многоквартирные жилые дома. В конце 1920-х – начале 1930-х годов Москва активно строилась. Коммунистическая партия видела родственность своих идей с конструктивистскими и зачастую заказывала здания этим архитекторам напрямую, без организации открытых конкурсов. О некоторых наиболее известных Домах культуры в стиле конструктивизма мы рассказывали в отдельной рубрике. Это ДК ЗИЛ, ДК Русакова, ДК Зуева и другие.
Конструктивизм моментально распространился по большой советской стране: Ленинград, Горький, Свердловск, Минск, Киев и Харьков (на фото в «шапке» статьи Госпром – Дом Государственной промышленности в Харькове). Однако почти так же быстро он стал неугоден. В начале 1930-х годов власть достаточно утвердилась, чтобы какое-либо новаторство и свежие идеи стали неудобны. Главе партии и государства теперь больше хотелось продемонстрировать успехи своего правления и на смену функциональному конструктивизму пришёл пышный сталинский ампир. ОСА сперва была преобразована в Сектор архитекторов социалистического строительства, а в 1932 году ликвидирована в связи с появлением Союза советских архитекторов.
Однако нельзя сказать, что конструктивизм пропал моментально и бесследно. Его принципы сочетались с идеями Ле Корбюзье и Баухауса, и через них заметно повлияли на мировую архитектуру. Да и в СССР не все здания требовали роскоши, промышленные и жилые постройки навсегда сохранили в себе печать конструктивизма. А долгострои, как наш Дворец культуры РУТ (МИИТ) сочетали в себе разные стили. Некоторые искусствоведы определяют переходный период 1932 – 1936 годов как постконструктивизм. Но как бы сказали настоящие конструктивисты, совершенно не важно, как называть стиль, главное, чтобы архитектура была функциональной. И этот принцип до сих пор очень важен в современной архитектуре.