Азбука архитектуры. К – конструктивизм

Конструктивизм – направление в архитектуре, а также декоративно-прикладном искусстве, фотографии, изобразительном искусстве, литературе и музыке, существовавшее в первой половине ХХ века в СССР. Производное от слова «конструкция», от латинского constructio — «составление», «построение».

В официальном искусствоведении термин впервые зафиксирован в 1922 году в книге теоретика искусства Алексея Гана, которая так и называлась – «Конструктивизм». Само слово и его значение, как направление искусства, использовалось и раньше, конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин, которые считаются основоположниками этого направления. Это были весьма разносторонние деятели искусств, но к архитектуре они не имели практически никакого отношения, если не считать проекта памятника III Интернационалу, который ещё называют башней Татлина. Вращающаяся вокруг своей оси 400-метровая башня из стекла и стали так и не была построена, но стала символом конструктивизма.

Модель башни Татлина в Лондоне

На становление общей теории конструктивизма повлияли другие направления искусства начала века: супрематизм, кубизм, футуризм. Вслед за ними конструктивизм предполагал поиск новых форм, их простоту, отказ от традиций и «искусства ради искусства». Новое направление предложило концепцию «производственного искусства», предполагавшую создание полезных, утилитарных вещей, обустройство быта и гармоничное существование человека в нём. Для большинства видов искусства эта теория так и осталась теорией, а вот архитектуре удалось во многом ей соответствовать.

Характерными чертами конструктивизма или архитектурного авангарда как его ещё называют стали геометризм и строгость, монолитность и лаконичность внешнего облика, обнажение в нём конструктивных элементов и несущих конструкций, отказ от декоративных элементов прежних стилей, а главное функциональность. Все эти принципы впервые воплотились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда в Москве (1923 год). На конкурсе проект занял третье место и реализован не был, как, впрочем, никакой из проектов. Однако именно после него конструктивизм на десятилетие стал главенствующим направлением архитектуры, обойдя соперничавшие с ним индустриальную символику и архаизирующую романтику.

Проект Дворца труда в Москве, братья Веснины

Лидерами нового направления стали Александр, Виктор и Леонид Веснины, а также заметный теоретик конструктивизма Моисей Гинзбург. В 1925 году они основали Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое впоследствии входили уже упомянутые Александр Родченко и Алексей Ган, знаменитые Казимир Малевич и Ле Корбюзье, а также братья Голосовы, Константин Мельников, Иван Леонидов и другие архитекторы-конструктивисты. ОСА активно распространяла свои идеи, выпускала свой журнал «Современная архитектура», организовывала выставки, а также боролась против стилизаторского подхода к конструктивизму, то есть против превращения конкретных методов во внешнее подражательство. Так, например, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, автор Дома газеты «Известия» на Пушкинской площади.

Здание газеты «Известия»

Главными памятниками конструктивизма стали различные здания новой эпохи в жизни страны: рабочие клубы, дома культуры, фабрики-кухни, дома-коммуны, заводы, фабрики, гаражи, пожарные части, общежития, гостиницы, газетные издательства, больницы, школы и конечно же многоквартирные жилые дома. В конце 1920-х – начале 1930-х годов Москва активно строилась. Коммунистическая партия видела родственность своих идей с конструктивистскими и зачастую заказывала здания этим архитекторам напрямую, без организации открытых конкурсов. О некоторых наиболее известных Домах культуры в стиле конструктивизма мы рассказывали в отдельной рубрике. Это ДК ЗИЛ, ДК Русакова, ДК Зуева и другие.

Конструктивизм моментально распространился по большой советской стране: Ленинград, Горький, Свердловск, Минск, Киев и Харьков (на фото в «шапке» статьи Госпром – Дом Государственной промышленности в Харькове). Однако почти так же быстро он стал неугоден. В начале 1930-х годов власть достаточно утвердилась, чтобы какое-либо новаторство и свежие идеи стали неудобны. Главе партии и государства теперь больше хотелось продемонстрировать успехи своего правления и на смену функциональному конструктивизму пришёл пышный сталинский ампир. ОСА сперва была преобразована в Сектор архитекторов социалистического строительства, а в 1932 году ликвидирована в связи с появлением Союза советских архитекторов.

Конструктивизм в городах России

Однако нельзя сказать, что конструктивизм пропал моментально и бесследно. Его принципы сочетались с идеями Ле Корбюзье и Баухауса, и через них заметно повлияли на мировую архитектуру. Да и в СССР не все здания требовали роскоши, промышленные и жилые постройки навсегда сохранили в себе печать конструктивизма. А долгострои, как наш Дворец культуры РУТ (МИИТ) сочетали в себе разные стили. Некоторые искусствоведы определяют переходный период 1932 – 1936 годов как постконструктивизм. Но как бы сказали настоящие конструктивисты, совершенно не важно, как называть стиль, главное, чтобы архитектура была функциональной. И этот принцип до сих пор очень важен в современной архитектуре.

Поделиться


Оставить комментарий