Лувр – бывшая крепость, позже королевский дворец, а ныне один из крупнейших и самый посещаемый музей мира. Происхождение слова достоверно неизвестно. Либо связано с латинским lupus – «волк», место обитания волков, либо со старофранцузским lauer, lower – «сторожевая башня», либо с древнегерманским leovar, lovar, lover – «крепость».
Лувр – важнейшая часть истории и архитектуры Парижа. Возможно даже более значимая, чем Кремль для Москвы, потому что Луврская крепость лишь немногим младше нашей столицы. Её строительство началось в 1190 году при Филиппе II Августе, первом правителе, который стал именовать себя королём Франции, а не королём франков, как было принято ранее. Король отправлялся в Третий крестовый поход со своим соратником и конкурентом Ричардом Львиное Сердце и повелел воздвигнуть новые стены и крепость для надёжной защиты в случае своей смерти или пленения. Крепость строили 20 лет и успели закончить при жизни Филиппа, правление которого отметилось возведением новых мощных крепостей и в других французских городах.
Парижская крепость была защищена стенами толщиной 2,5 метра с навесными бойницами, рвом и 10 башнями, одна из которых называлась Луврской и впоследствии дала своё название всей крепости. В центре укреплений стоял донжон (башня) 30-метровой высоты. В крепости находился арсенал и тюрьма, хранилась королевская казна, но резиденция самого короля переместилась сюда значительно позже, при Карле V Мудром, коронованном в 1364 году. К тому времени Париж значительно расширился и прежние укрепления частично потеряли своё значение. Карл переехал с острова Ситэ в Лувр, где появился жилой корпус, парадная лестница, другие архитектурные украшения. Сюда была перенесена одна из крупнейших библиотек своего времени, прорублены окна, установлены печи, в общем, началось превращение Лувра из крепости во дворец.
Следующий важный этап в истории Лувра произошёл при Франциске I и его сыне Генрихе II. Донжон был снесён, архитектору Пьеру Леско было поручено возвести дворец в стиле французского Ренессанса. Лувр стал одним из признанных шедевров того времени. Крыло Леско, расположенное в юго-западной части Квадратного двора, слева от выхода во двор Наполеона, является древнейшей из сохранившихся частей Лувра.
После гибели Генриха II от раны, полученной на рыцарском турнире, его вдова Екатерина Медичи в 1564 году начала рядом с Лувром строительство дворца Тюильри, собственной резиденции в непосредственной близости от места жительства её формально правящих сыновей. Дворец был построен по проекту Филибера Делорма в ренессансном стиле. Он стал частью архитектурного ансамбля Лувра, а с приходом к власти Наполеона монархи стали предпочитать именно его. Ко времени становления Третьей Французской республики народ видел символ монархического режима именно во дворце Тюильри, поэтому после его очередного штурма и пожара в 1871 году его решено было не восстанавливать.
Но вернёмся назад во времени. После смерти Екатерины Медичи в 1589 году на трон взошёл Генрих IV, основатель династии Бурбонов, который приступил к реализации так называемого Большого проекта – соединению дворцов Лувра и Тюильри, сносу остатков средневековой крепости и расширению внутреннего двора. Дворцы были соединены Большой галереей по проекту Жака Андруэ и Луи Метезо. На нижнем этаже разместились лавки, конюшни и мастерские художников, ювелиров и разных ремесленников, которые находились под покровительством короля и не зависели от цехов и гильдий. При Людовике XIII, покровителе мушкетёров, что нам известно из романов Дюма, на верхних этажах Большой галереи разместились монетный двор и типография. При нём же по проекту архитектора Жака Лемерсье построили Часовой павильон и ещё одно крыло дворца, дублирующее крыло Леско – началось формирование Квадратного двора.
Лувр продолжил значительно расширяться и при Людовике XIV. Нескромный Король-солнце начал реконструировать Маленькую галерею в пышную Галерею Аполлона, но планы спутал пожар, и реконструкция в результате различных обстоятельств затянулась почти на 200 лет. Удачнее дела сложились с Восточным фасадом, который замкнул Квадратный двор. Фасад по проекту Клода Перро, Луи Лево, Шарля Лебрена и Франсуа д’Орбе был завершён к 1680 году, однако только фасад, поэтому его ещё называют Колоннадой Клода Перро. Именно старший брат знаменитого сказочника Шарля Перро отвечал за главное – инженерно-технические работы. К тому времени Людовик забросил Лувр и перебрался в Версаль, так что внутренние работы были доделаны только в XIX веке. Тем не менее Восточный фасад стал одним из архитектурных шедевров своего времени, здание относится к так называемому «большому стилю», соединяющему в себе уходящее итальянское барокко и зарождающийся французский классицизм.
При Людовике XV работы над Большим проектом Лувра возобновляются. Начинают выдвигаться предложения сделать из него музей. К концу XVIII века всем становится не до того, во Франции нарастало политическое напряжение, которое в итоге вылилось в Великую французскую революцию. Победившие революционеры приняли окончательное решение сделать из Лувра музей, который начал свою работу 10 августа 1793 года. В основу музейного фонда легли королевские коллекции картин, в основном Франциска I (в эту коллекцию входил и самый знаменитый ныне экспонат Лувра – «Джоконда» Леонардо да Винчи) и Людовика XIV, всего 2500 полотен. Впоследствии фонд пополнялся военными трофеями, археологическими находками, революционным конфискатом, а также прямыми приобретениями или дарами.
Свобода, равенство и братство продержались 10 лет, после чего к единоличной власти пришёл Наполеон. Его придворные архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье, основоположники стиля ампир, начали строительство северного крыла Лувра вдоль улицы Риволи. Здание было достроено в 1852 году. При Луи-Наполеоне Бонапарте, первом президенте и последнем монархе Франции, Большой проект был наконец завершён.
В готовом виде он существовал не долго, менее чем через 20 лет, как мы уже знаем, дворец Тюильри был сожжён и разрушен. С мая 1871 года до сей поры архитектурный ансамбль Лувра не менялся, за исключением одной современной детали – стеклянной пирамиды, которая служит центральным входом в музей. Эта конструкция американского архитектора китайского происхождения Юймин Бэя (или Ио Мин Пея) была сдана в эксплуатацию в 1989 году и стала одним из самых узнаваемых символов Лувра и Парижа в целом.
На данный момент в Луврском дворце находится не только музей, но и Центральный совет декоративно-прикладных искусств, Высшая школа Лувра, Музейно-исследовательский центр реставрации, библиотека, различные кружки для детей и взрослых, а также более 50-ти магазинов.
Такова краткая история Лувра и отражённая в его окнах история Франции.