Азбука архитектуры. Л – Лувр

Лувр – бывшая крепость, позже королевский дворец, а ныне один из крупнейших и самый посещаемый музей мира. Происхождение слова достоверно неизвестно. Либо связано с латинским lupus – «волк», место обитания волков, либо со старофранцузским lauer, lower – «сторожевая башня», либо с древнегерманским leovar, lovar, lover – «крепость».

Лувр – важнейшая часть истории и архитектуры Парижа. Возможно даже более значимая, чем Кремль для Москвы, потому что Луврская крепость лишь немногим младше нашей столицы. Её строительство началось в 1190 году при Филиппе II Августе, первом правителе, который стал именовать себя королём Франции, а не королём франков, как было принято ранее. Король отправлялся в Третий крестовый поход со своим соратником и конкурентом Ричардом Львиное Сердце и повелел воздвигнуть новые стены и крепость для надёжной защиты в случае своей смерти или пленения. Крепость строили 20 лет и успели закончить при жизни Филиппа, правление которого отметилось возведением новых мощных крепостей и в других французских городах.

Коронация Филиппа II Августа, миниатюра из «Больших французских хроник» (XI – XV века)

Парижская крепость была защищена стенами толщиной 2,5 метра с навесными бойницами, рвом и 10 башнями, одна из которых называлась Луврской и впоследствии дала своё название всей крепости. В центре укреплений стоял донжон (башня) 30-метровой высоты. В крепости находился арсенал и тюрьма, хранилась королевская казна, но резиденция самого короля переместилась сюда значительно позже, при Карле V Мудром, коронованном в 1364 году. К тому времени Париж значительно расширился и прежние укрепления частично потеряли своё значение. Карл переехал с острова Ситэ в Лувр, где появился жилой корпус, парадная лестница, другие архитектурные украшения. Сюда была перенесена одна из крупнейших библиотек своего времени, прорублены окна, установлены печи, в общем, началось превращение Лувра из крепости во дворец.

Лувр в XV веке, миниатюра в «Великолепном часослове герцога Беррийского» (1410 – 1490-е годы)

Следующий важный этап в истории Лувра произошёл при Франциске I и его сыне Генрихе II. Донжон был снесён, архитектору Пьеру Леско было поручено возвести дворец в стиле французского Ренессанса. Лувр стал одним из признанных шедевров того времени. Крыло Леско, расположенное в юго-западной части Квадратного двора, слева от выхода во двор Наполеона, является древнейшей из сохранившихся частей Лувра.

Крыло Леско

После гибели Генриха II от раны, полученной на рыцарском турнире, его вдова Екатерина Медичи в 1564 году начала рядом с Лувром строительство дворца Тюильри, собственной резиденции в непосредственной близости от места жительства её формально правящих сыновей. Дворец был построен по проекту Филибера Делорма в ренессансном стиле. Он стал частью архитектурного ансамбля Лувра, а с приходом к власти Наполеона монархи стали предпочитать именно его. Ко времени становления Третьей Французской республики народ видел символ монархического режима именно во дворце Тюильри, поэтому после его очередного штурма и пожара в 1871 году его решено было не восстанавливать.

Дворец Тюильри, фотография неизвестного автора, 1860 год

Но вернёмся назад во времени. После смерти Екатерины Медичи в 1589 году на трон взошёл Генрих IV, основатель династии Бурбонов, который приступил к реализации так называемого Большого проекта – соединению дворцов Лувра и Тюильри, сносу остатков средневековой крепости и расширению внутреннего двора. Дворцы были соединены Большой галереей по проекту Жака Андруэ и Луи Метезо. На нижнем этаже разместились лавки, конюшни и мастерские художников, ювелиров и разных ремесленников, которые находились под покровительством короля и не зависели от цехов и гильдий. При Людовике XIII, покровителе мушкетёров, что нам известно из романов Дюма, на верхних этажах Большой галереи разместились монетный двор и типография. При нём же по проекту архитектора Жака Лемерсье построили Часовой павильон и ещё одно крыло дворца, дублирующее крыло Леско – началось формирование Квадратного двора.

«Большая галерея Лувра», 1789 год, Юбер Робер, художник и первый хранитель музея

Лувр продолжил значительно расширяться и при Людовике XIV. Нескромный Король-солнце начал реконструировать Маленькую галерею в пышную Галерею Аполлона, но планы спутал пожар, и реконструкция в результате различных обстоятельств затянулась почти на 200 лет. Удачнее дела сложились с Восточным фасадом, который замкнул Квадратный двор. Фасад по проекту Клода Перро, Луи Лево, Шарля Лебрена и Франсуа д’Орбе был завершён к 1680 году, однако только фасад, поэтому его ещё называют Колоннадой Клода Перро. Именно старший брат знаменитого сказочника Шарля Перро отвечал за главное – инженерно-технические работы. К тому времени Людовик забросил Лувр и перебрался в Версаль, так что внутренние работы были доделаны только в XIX веке. Тем не менее Восточный фасад стал одним из архитектурных шедевров своего времени, здание относится к так называемому «большому стилю», соединяющему в себе уходящее итальянское барокко и зарождающийся французский классицизм.

Восточный фасад Лувра или Колоннада Перро

При Людовике XV работы над Большим проектом Лувра возобновляются. Начинают выдвигаться предложения сделать из него музей. К концу XVIII века всем становится не до того, во Франции нарастало политическое напряжение, которое в итоге вылилось в Великую французскую революцию. Победившие революционеры приняли окончательное решение сделать из Лувра музей, который начал свою работу 10 августа 1793 года. В основу музейного фонда легли королевские коллекции картин, в основном Франциска I (в эту коллекцию входил и самый знаменитый ныне экспонат Лувра – «Джоконда» Леонардо да Винчи) и Людовика XIV, всего 2500 полотен. Впоследствии фонд пополнялся военными трофеями, археологическими находками, революционным конфискатом, а также прямыми приобретениями или дарами.

Посетители Лувра у «Джоконды» Леонардо да Винчи

Свобода, равенство и братство продержались 10 лет, после чего к единоличной власти пришёл Наполеон. Его придворные архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье, основоположники стиля ампир, начали строительство северного крыла Лувра вдоль улицы Риволи. Здание было достроено в 1852 году. При Луи-Наполеоне Бонапарте, первом президенте и последнем монархе Франции, Большой проект был наконец завершён.

В готовом виде он существовал не долго, менее чем через 20 лет, как мы уже знаем, дворец Тюильри был сожжён и разрушен. С мая 1871 года до сей поры архитектурный ансамбль Лувра не менялся, за исключением одной современной детали – стеклянной пирамиды, которая служит центральным входом в музей. Эта конструкция американского архитектора китайского происхождения Юймин Бэя (или Ио Мин Пея) была сдана в эксплуатацию в 1989 году и стала одним из самых узнаваемых символов Лувра и Парижа в целом.  

Стеклянная пирамида Лувра

На данный момент в Луврском дворце находится не только музей, но и Центральный совет декоративно-прикладных искусств, Высшая школа Лувра, Музейно-исследовательский центр реставрации, библиотека, различные кружки для детей и взрослых, а также более 50-ти магазинов.

Такова краткая история Лувра и отражённая в его окнах история Франции.

Поделиться


Оставить комментарий