Неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или двух продольных сторон рядом колонн. Французское слово nef происходит от латинского navis — «корабль».
Наибольшее применение нефы получили в культовой христианской архитектуре. Вероятно, название помещения связано с тем, что корабль являлся одним из символов раннехристианской церкви. А быть может всё прозаичнее и имеет место быть простое сравнение помещения с корпусом корабля.
Чаще всего нефы встречаются в зданиях типа базилики, а базилики чаще всего церкви, хотя этот тип здания несколько старше самого христианства. В Древнем Риме базилики были гражданскими зданиями и самые ранние из них нефов не имели. Эта часть интерьера сформировалась даже раньше, ещё в древнегреческих храмах. Например, знаменитый Парфенон разделён внутри на три нефа.
Число нефов обычно нечётно, чаще всего их три или пять. Как правило средний неф выше других, а если все нефы равной высоты, то такие храмы называют зальными. Зальными называют ещё и однонефные церкви. А бывают и семинефные, например, собор Антверпенской Богоматери, один из самых вместительных в мире, рассчитанный на 25 000 человек. Этот храм известен ещё и тем, что специально для него были написаны одни из лучших монументальных работ Питера Пауля Рубенса и нескольких других голландских художников.
Нефы бывают не только продольными, но и поперечными. Для них есть отдельное название – трансепты. Первоначально трансептом завершалось здание церкви со стороны алтаря, но позже архитекторская мысль сместила его ближе к середине здания, чтобы трансепт и центральный продольный неф образовывали собой крест. Пересечение трансепта и нефа называется средокрестием, которое зачастую венчается куполом или башней. Один из классических примеров – собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции с самым большим в мире после древнеримского Пантеона кирпичным куполом, диаметр которого составляет 42,2 метра.
Христианские архитекторы начали активно использовать при строительстве храмов базилику и нефы приблизительно с IV века. Эта деталь интерьера одинаково широко распространилась как в западных католических церквях, так и в восточных православных. Она пережила Средневековье, эпоху Возрождения, классицизм и продолжает активно использоваться поныне. Избавиться от нефов будет проблематично, так как это не только архитектурная деталь, но и способ организации пространства в культовом сооружении. В отличии от предназначенных только для духовенства алтарной части, хоров и пресвитерия, в нефах разрешено находиться всем прихожанам.
Нефы могут использоваться и при строительстве светских сооружений, как некогда в Древнем Риме. Этот способ организации интерьера очень подходит для вытянутых станций метрополитена, вокзалов или депо.