Руины – останки разрушенного здания или группы зданий вплоть до целых комплексов и населённых пунктов. От латинского слова ruina – «обвал, падение».
Для начала хотелось бы объяснить почему для буквы Р в нашей азбуке были выбраны именно руины. Есть же достаточно много других значительных понятий на эту букву: рококо, романский стиль, рационализм, ротонда и другие. А руины – это не стиль и не тип здания, это даже не столько архитектура, сколько её разрушение. Но если посмотреть на иллюстрации, которыми оформлена рубрика, среди них обнаружится заметный процент руин. Зачастую для изучения архитектуры у нас остаются только её останки. Руины – это то, во что неизбежно превратится вся архитектура, если человечество исчезнет или покинет планету. Мы не могли пройти мимо такого глобального понятия.
Руины появляются при умышленном и неумышленном разрушении зданий, а также под влиянием стихийных факторов, иногда катастрофического характера. При отсутствии регулярного обслуживания и ремонта даже заселённое или активно используемое здание будет медленно разрушаться под действием ветра, воды и перепада температур. В то же время даже самый высокий уровень содержания здания не всегда спасает его от быстрого разрушения особо мощными стихийными явлениями: ураганами, землетрясениями, цунами. В таком случае могут быть разрушены не только отдельные здания, а моментально исчезнуть целые города, как случилось с Помпеями в 79 году н.э. при извержении Везувия. Город был законсервирован под слоем пепла, что дало современным археологам массу материалов для исследования. Так же целые города могут быть разрушены в результате боевых действий, как случилось при бомбардировке Дрездена 13 – 15 февраля 1945 года, когда была разрушена приблизительно четверть всех промышленных зданий и около половины жилых домов и объектов инфраструктуры. Если раньше столь масштабные разрушения заставляли людей покидать обжитые места, то в Новейшее время у государств хватает ресурсов на восстановление городов или их новую застройку. Тот же Дрезден был восстановлен, а вот в Калининграде (бывшем Кёнигсберге) строили новые здания.
Агрессивные действия человека бывают не столь масштабны, но направлены на памятники архитектуры, объекты культуры или здания имеющие символическое значение. Тут можно вспомнить сожжение храма Артемиды Эфесской Геростратом, обстрел венецианской армией Парфенона в 1687 году или разрушение двух статуй Будды в Бамианской долине Афганистана в 2001 году. Человеческая нетерпимость и злоба доводят до того, что в руины пытаются превратить даже сами руины, как случилось с античной Пальмирой в 2015 году.
Однако наличие руин – не всегда акт агрессии. Часто они появляются по экономическим причинам. Например, в Великобритании существует закон, по которому налог на недвижимость взимается только со зданий, имеющих крышу. Чтобы не платить этот налог владельцы многих средневековых замков сами разобрали их крыши, в результате чего те быстро превратились в руины. К сожалению, не редко встречаются недобросовестные собственники памятников архитектуры и в современной России, зачастую здания намерено не обслуживаются или тайно поджигаются, чтобы освободить землю для более выгодных проектов. Встречается и более глобальное влияние экономики. К примеру, после окончания калифорнийской золотой лихорадки в США осталось множество небольших городов-призраков, где раньше жили золотоискатели. В той же стране в результате индустриального и нефтяного кризиса 1973 года в Детройте закрылось множество автомобильных компаний и целые индустриальные и жилые районы города были покинуты. Техногенные катастрофы так же ведут к моментальному оттоку населения. Самый известный пример – это город Припять недалеко от Чернобыльской АЭС, а из более современных – частично заброшенные города в японской префектуре Фукусима после аварии на местной атомной станции, в свою очередь вызванной землетрясением и цунами.
В наше время халатное или агрессивное отношение к руинам исторических зданий осуждается обществом, политиками и учёными, но так было далеко не всегда. До эпохи Просвещения (XVII – XVIII века) древние развалины не считались культурной ценностью, зато были источником лёгкой добычи строительных материалов. Совсем недавно мы рассказывали о египетских пирамидах, которые начали разбирать на части ещё во времена Древнего Египта, а особенно активно делали это в средние века для постройки Каира. А в XIX веке большое количество облицовочных камней пирамиды Хеопса ушло на постройку верхней части Алебастровой мечети. В Европе тоже преспокойно разрушались самые значительные памятники архитектуры. После сильного землетрясения 1349 года частично обрушился уже практически бесхозный Колизей, после чего на новостройки растащили не только упавшие части здания, но и нарочно стали выламывать из него камни. Из этого стройматериала частично состоят римские палаццо Канчеллерия и палаццо Фарнезе.
Отношение к руинам серьёзно поменялось к концу XVIII века, когда промышленная революция начала ускоренными темпами разрушать былой уклад жизни и в обществе стремительно распространились идеи романтизма с его отдалением от цивилизации и рационализма в сторону природы и чувств. Прошлое с его осязаемыми неодушевлёнными свидетелями – руинами – стало идеализироваться. Разрушенные памятники изображались на холстах, воспевались в стихах, становились местом действия прозаических произведений. Возник настоящий культ руин, дошло до того, что их начали строить, когда древних по близости не оказывалось. Искусственные руины стали важной частью садово-паркового искусства, особенно в английских пейзажных парках, а также строились на приусадебных участках знати в качестве декоративных павильонов – фолли – хижин отшельников, гротов, руин в различных стилях. Все мы видели Итальянский грот в Александровском саду. Он выглядит очевидно искусственным, однако не все подобные постройки разоблачит глаз непрофессионала. Таковы Храм философии в Шато д’Эрменонвиль, башня-руина в Орловском парке в Стрельне и целый ансамбль искусственных руин на горе Руиненберг в парке Сан-Суси в Потсдаме.
Несмотря на афишируемое всеми цивилизованными странами бережное отношение к истории и её памятникам, даже в ХХ и ХХI веках бывали случаи появления множества руин по политическим соображениям. В нашей стране после Октябрьской революции огромное количество усадеб и храмов было разрушено или заброшено, так как они считались символами классового врага. Приблизительно то же самое случилось после обретение Ирландией независимости от Великобритании в 1922 году, усадьбы английских аристократов воспринимались объектами колониального прошлого. После 1945 года на перешедшей к СССР территории Восточной Пруссии никто особо не заботился о состоянии исторической архитектуры недавнего противника. Как мы уже писали выше, Кёнигсберг не восстанавливали, а строили новый Калининград. Спустя не так уж много лет после развала СССР страны Восточной Европы перестали заботиться о сохранении его символов и памятников освободителям от фашизма.
Кстати, немного о нём. В 1936 году группа немецких деятелей искусств во главе с личным архитектором Гитлера Альбертом Шпеером выдвинула и опубликовала «Теорию ценности руин». Она заключалась в том, что новые здания надо строить сразу с оглядкой на то, чтобы их руины спустя сотни и тысячи лет выглядели величественными, как древнегреческие и древнеримские, и так же стали символами былых цивилизаций. Были выполнены модели нового Берлина, построенного в соответствии с этой теорией, сделаны рисунки руин далёкого будущего. Гитлеру теория и её визуальное воплощение понравились. Но сперва из-за войны не хватало средств на более дорогой, долговечный и соответствующий теории камень, так что строить пришлось из бетона, а потом немцы и вовсе проиграли войну, а Шпеер оказался на скамье подсудимых в Нюрнберге и отсидел 20 лет за военные преступления. Тем не менее сама по себе теория ценности руин не несёт в себе никакого негатива.
Конечно же, далеко не все руины обладают высокой культурной ценностью, на некоторые жалеют средства даже чтобы их организованно снести. Но и такие здания обладают некой притягательностью, будят в людях страсть к исследованию прошлого. Не даром ведь подростков так тянет на «заброшки». Что же касается более ценных развалин, тех, которые являются архитектурными памятниками, то очень хотелось бы, чтобы эти руины таковыми быть переставали. В этом помогает другое слово на букву Р – реставрация. Реставрация – это комплекс мероприятий по предотвращению разрушений и восстановлению утраченных частей архитектурных памятников с целью их дальнейшего сохранения. В переводе с латыни restauratio означает «восстановление».