Азбука архитектуры. В – Владимиро-Суздальская школа

Владимиро-Суздальская школа – школа древнерусского искусства, развивавшаяся в Северо-Восточной Руси в XII—XIV веках.

Формирование школы началось при Владимире Мономахе и Юрии Долгоруком, а своего расцвета она достигла во времена правления Андрея Боголюбского, когда центр русского православия переместился во Владимиро-Суздальское княжество. Отличительной особенностью архитектурного стиля этой школы стало использование белого известняка и появление пластического декора на культовых сооружениях, проще говоря белокаменной резьбы на церквях. Темами рельефов были не только библейские сюжеты, но и изображения флоры и фауны, порой фантастической фауны, что напоминает о западноевропейском «зверином орнаменте». Об иностранном влиянии на формирование школы свидетельствует также техника кладки каменных блоков и наличие архитектурного пояса – ряда декоративных ложных арок на фасаде или стенах внутренних помещений, что типично для ломбардской и южно-германской архитектуры. Есть предположение, что Юрий Долгорукий приглашал на работу артель из Галицко-Волынского княжества, состоящую из венгров или поляков. Существуют свидетельства, что на строительство Успенского собора во Владимире Андрей Боголюбский звал мастеров «от немец», возможно даже просил об этом императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссу. При этом в иконописи заметно влияние византийских мастеров.

Фрагмент резьбы на Дмитриевском соборе во Владимире

Однако о полной зависимости школы от иностранцев речи не идёт, национальных особенностей достаточно. Например, та же белокаменная резьба, которая стилистически напоминает резьбу по дереву. Более того, сегодня искусствоведы считают, что Владимиро-Суздальская школа является частью общеевропейской эволюции архитектуры, когда на основе византийского крестово-купольного типа зданий местные мастера вырабатывали свои особенности. К примеру, общей чертой этой эволюции в Европе и на Руси является стремление от горизонтали к вертикали, а типично национальной чертой отечественной школы стало пейзажное видение, то есть сильная связь постройки с окружающим её ландшафтом. Есть предположение, что эта черта пришла на Русь из Армении, Грузии и Средней Азии. Наиболее хрестоматийным примером этой черты является церковь Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли считается едва ли не самым красивым и совершенным русским храмом, одним из величайших памятников мировой архитектуры. С 1992 года она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот изысканный и гармоничный храм построен в период с 1158 по 1165 годы артелью Андрея Боголюбского. Русские мастера достаточно быстро переняли опыт иностранцев и больше не нуждались в их помощи. Храм стоит на искусственном холме высотой около трёх метров и первоначально являлся собором небольшого монастыря, с точки зрения архитектуры служившего неким презентационным элементом княжеских ансамблей Боголюбова и Владимира. Относительно невысокий одноглавый, трёхапсидный, четырёхстопный храм Покрова на Нерли вытянут по вертикальной оси за счёт оптической иллюзии наклоненных внутрь стен, хотя на самом деле они абсолютно вертикальны. Внутренние своды сужаются кверху, что так же визуально завышает постройку. Интерьерные росписи храма полностью утрачены при обновлении в 1877 году, зато сохранились внешние рельефы, типичные для Владимиро-Суздальской школы, львы, грифоны, птицы, женские маски, библейский царь Давид.

Дмитриевский собор во Владимире и фрагмент резьбы

Максимальной плотности белокаменная резьба в архитектуре Владимиро-Суздальской школы достигает в оформлении Дмитриевского собор во Владимире. Это тоже относительно небольшой храм, так как строился он в качестве домовой церкви князя Всеволода Большое Гнездо. За исключением нижнего яруса стены храма почти полностью покрыты резьбой, за что его иногда называют «белокаменной книгой». Центральное место на всех фасадах занимает уже упомянутый выше царь Давид, поющий псалмы с гуслями в руках. Присутствует святой Никита, избивающий беса. Есть необычный для православного храма сюжет вознесения Александра Македонского на небеса. Изображён князь Всеволод Большое Гнездо с пятерыми сыновьями. Улыбающиеся львы, грифоны, орлы, кентавры, сцены охоты и борьбы зверей – всего около 600 рельефов, в большинстве своём сохранившихся в первоначальном виде. Этот собор тоже входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Суздальский кремль

В списке ЮНЕСКО есть целый раздел «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», в который, кроме вышеупомянутых объектов, входят Успенский собор во Владимире (иллюстрация в «шапке» статьи) и Золотые ворота этого города, Суздальский кремль и несколько других построек и ансамблей, в том числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше – один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси и один из самых ранних образцов Владимиро-Суздальской архитектурной школы. 

Владимиро-Суздальская школа древнерусского искусства передала свои традиции Московской школе, возникшей в послемонгольский период XIV—XV веков. При этом искусство белокаменной резьбы, к сожалению, пропало так же внезапно, как и появилось. И пусть о истоках школы до сих пор ведутся научные споры, влияние её вполне однозначно – это одна из главных школ, сформировавших национальную русскую архитектуру и визуальный образ Древней Руси.