Азбука сценического искусства. Д – драматургия

Драматургия – теория и искусство построения драматического произведения, а также концепция произведения или совокупность драматических произведений автора, народа или эпохи. Древнегреческое слово, состоящее из двух частей: δρᾶμα – «действие» и ἔργον – «дело», «работа». То есть в почти буквальном переводе «создание действия». Зачастую синонимично драме, как одному из трёх основных родов литературы.

Изучение и теоретизация драматургии начались ещё в Древней Греции. «Поэтика» Аристотеля до сих пор сохраняет актуальность в области композиции, действия и характеров. Специфику драматургии создают определённые ограничения в выразительных средствах и объёме произведения. Объём ограничивается временем сценического представления, которое длится в среднем от двух до четырёх часов. Исключения составляют средневековые мистерии, проходившие иногда по несколько дней, или экспериментальные современные постановки, не рассчитанные на регулярное повторение и массового зрителя. В качестве выразительных средств в распоряжении драматурга только прямая речь героев. Авторская речь возможна лишь в комментариях и ремарках, предназначенных скорее для постановщиков и не влияющих на развитие сюжета. Все обстоятельства действия, намерения персонажей, их внутренние переживания и обоснование поступков передаются посредством прямой речи, диалогов или монологов.

Аристотель

Основной принцип композиции драматургического произведения заключается в замкнутости действия и законченности сюжета. Аристотель считал, что действие драмы должно состоять из трёх этапов: завязки (описание исходного положения дел), перипетии (описание изменения первоначальной ситуации) и развязки (описание итогов перипетии). На перипетии основывается и принцип единства действия, складывающийся из моментов, связанных хронологически и как причины и следствия, в результате чего у зрителя складывается иллюзия совершающегося у него на глазах действия. Драмы с единством действия принято называть простыми. Это в основном античные и классические французские драмы. Сложными называются драмы с двумя или более действиями со своим внутренним единством. К сложным драматургическим произведениям относят шекспировские драмы или классические испанские комедии.

Уильям Шекспир

В эпоху классицизма (XVII—XIX вв.), склонного к строгой регламентации как быта, так и художественной реальности, в драматургии стал преобладать принцип триединства: единство действия, места и времени. То есть пьеса должна была быть сосредоточена на одном сюжете, действие привязывалось к одному месту, ограниченному пространством сцены, и длилось практически в реальном времени, не более 24 часов в художественной реальности. Теория опиралась на ту же «Поэтику» Аристотеля, некоторые пассажи которой были интерпретированы в духе времени, с чрезмерной строгостью. В действительности Аристотель вообще ничего не говорил о единстве места, а о единстве времени упоминал, как о наиболее распространённом в его время. Теория триединства впервые была чётко сформулирована французским литературоведом Франсуа Эдленом аббатом д’Обиньяком в трактате «Практика театра» (1657 г.) Придерживающийся той же точки зрения влиятельнейший критик своего времени Никола Буало обеспечил безоговорочное утверждение данного принципа во Франции, Италии и Испании – центрах театрального искусства того времени.

Франсуа Эдлен

В России данная теория тоже долгое время была основной. Английская и немецкая драматургии, обладающие собственными мощными авторитетами, принимали французское влияние не без оговорок. Обоснованием необходимости триединства служило мнение, что зрителю сложно в мыслях переноситься на большие промежутки времени и пространства. Однако впоследствии стало очевидно, что это вовсе не так и с развитием реализма триединство перестаёт главенствовать в драматургии, возвращаясь только в качестве архаичного приёма. Тем не менее принцип единства действия, как наиболее эффективный способ удержания зрительского или читательского внимания, остаётся востребован и сегодня, несмотря на появление театра абсурда, хепенингов и других форм театрального искусства, понижающих значение действия или отвергающих его в принципе.

И в самом деле внешнее действие – это ещё не вся суть драматургии. Её главный объект – это человек и его внутренний мир. Драматический интерес зрителя поддерживают не только условия действия, но и характеры персонажей. Совокупность характеров героев определяет развитие сюжета. Режиссёрское видение и актёрская игра могут построить на одном драматургическом фундаменте весьма разнящиеся характеры. Классический Гамлет может представать, как бесхребетной размазнёй, так и хладнокровным мстителем. Именно эта свобода трактовки и обеспечивает драматургии неизменную актуальность и неувядающий интерес зрителя.

Владимир Высоцкий в образе Гамлета

Третья важная составляющая драматургии – это конфликт, рождающийся из самой диалоговой конструкции драматургического произведения. Конфликт – это не только и не столько перипетия произведения, не только конкретный повод столкновения персонажей в сюжетной линии. Он может выходить за пределы сюжета и действовать в сопутствующих аспектах произведения. То есть это может быть социальный или мировоззренческий конфликт, как соответствующий эпохе создания произведения, так и интерпретированный в виду современных реалий. Если взять к примеру «Вишнёвый сад» Чехова, то это не только конфликт Раневской и Лопахина, но и столкновение старого мира помещиков с новым миром буржуазии, а также философской мечтательности Трофимова с жёстким материализмом того же Лопахина. Современный зритель может рассматривать Лопахина и как прогрессивного деятеля своего времени, и как злонамеренного крушителя традиций. Конфликт может возникнуть даже между произведением и потребителем, когда, например, реалии прошлого никак не укладываются в современную повестку дня – вспоминаем недавнюю историю с якобы пропагандирующим расизм фильмом «Унесённые ветром».

Сергей Гармаш в роли Лопахина и Марина Неёлова в роли Раневской

На данный момент эти три аспекта – диалоговая композиция с единством действия, внутренний мир человека, выраженный через прямую речь, и конфликт – являются основными особенностями драматургии. История показывает, что эти столпы, несмотря на некоторые внешние изменения, остаются незыблемыми на протяжении долгих веков. И таковыми они видимо и останутся до появления принципиально новых и невиданных ранее выразительных средств.