Еврипид (480-е – 406 до н. э.) – древнегреческий драматург, один из трёх крупнейших представителей классической афинской трагедии.
Изначально рубрика «Азбука сценического искусства» не предполагала рассмотрения конкретных личностей. По крайней мере до «Ш». Но других тематических слов на «Е» просто не нашлось. Однако, это не единственная причина. Из триумвирата афинских классиков – Эсхил, Софокл, Еврипид – именно последний оказал на современную драматургию наибольшее влияние, хотя современниками признавался в меньшей степени. Но обо всём по порядку.
Точная дата рождения драматурга неизвестна. Античные источники называют днём его рождения день победы греков над персами при Саламине, но это почти наверняка красивая выдумка, призванная связать воедино судьбу Эсхила, который участвовал в этом сражении, Софокла, который руководил хором других юношей на празднике в честь победы, и самого молодого автора из этой троицы. Разные источники указывают различные даты его рождения, не будем заострять на этом внимания.
Важнее то, что он по всей видимости происходил из обеспеченной семьи, так как получил отличное образование, вероятно учился у философа Анаксагора и был из первых уст знаком с идеями Сократа и Протагора. Серьёзно занимался спортом и живописью, что в ту эпоху было едва ли не верхом престижа. Собрал значительную библиотеку, не дошедшую до наших дней, как и большинство других древнегреческих библиотек.
Свою первую постановку Еврипид представил публике, когда ему было никак не меньше 30 лет. Трагедия «Пелид» заняла на театральных соревнованиях третье место. Казалось бы, хорошее начало, но его основные соперники и предшественники, Эсхил и Софокл, дебютировали в более юном возрасте и в целом были успешней. За всю жизнь Еврипид победил на соревнованиях драматургов лишь четыре раза и ещё один посмертно. А всего ему приписывается 92 пьесы. При этом до нас дошли 19 из них. В то время как у Эсхила из 90 произведений сохранилось только шесть, а у Софокла из 123 полностью уцелело восемь. Лучшая сохранность менее популярного автора объясняется его творческим новаторством относительно своего времени.
Новаторами были все трое, Но Эсхил и Софокл в основном в области структуры жанра, а Еврипид изменил саму сущность трагедии, определив вектор её развития вплоть до наших дней. Наиболее значимая реформа Эсхила – введение второго актёра. До него был только один актёр и хор. Актёры могли играть сразу нескольких персонажей, так что значение диалогов в драмах значительно возросло. Софокл ввёл третьего актёра и ещё больше увеличил объём диалогов, что позволило выстраивать более сложную драматургию и сталкивать персонажей с разными характерами.
Вот только до Еврипида это были схематичные и статичные характеры грозных богов или идеальных героев. Он же рисует своих персонажей гораздо более человечными, чувственными, многогранными. Именно он впервые начал уделять внимание разработке женских характеров, они у него получались даже интереснее мужских. В его произведениях даже у рабов есть характеры, они не просто статисты и антураж. Он же первым стал использовать в произведениях бытовую лексику. Его диалоги вышли за рамки обозначения разных позиций персонажей, преобразившись в их столкновение, соревнование. Психологизм у Еврипида важнее структурного единства. В его поздних трагедиях появляются комические и мелодраматические элементы, что до того тоже было немыслимо.
В том, что Еврипид немного, но всё же опередил своё время, заключается и его личная трагедия. Современники плохо понимали его драмы, даже высмеивали и критиковали, как Аристофан в своих «Лягушках». Идеальность характеров Эсхила воспринималась, как воспитательный момент, пример для подражания. Реалистичность героев Еврипида виделась современниками, как моральное падение автора и развращение публики. Неизвестно, насколько это влияло на его семейную жизнь, но известно, что обе жены ему изменяли.
Незадолго до смерти Еврипид покинул Афины и переехал в столицу Македонии Пеллу. Сложно сказать, что послужило тому причиной. Исследователи предполагают обиду на коллег и критиков, хотя известно, что в народе Еврипид был популярен по всему греческому миру. Плутарх рассказывает, что сицилийцы, в то время тоже греки, отпускали пленных афинян, если те могли рассказать им отрывки из Еврипида. В то же время македонский царь Архелай окружил драматурга большим почётом, что тоже могло повлиять на его решение покинуть родину. В Македонии он и умер, скорее всего по естественным причинам, хотя античные источники доносят более драматичные и романтические версии.
Потомки по заслугам оценили творчество Еврипида и после своей смерти он стал самым популярным драматургом античного мира вплоть до падения Римской империи, чья драматическая традиция развивалась под прямым его влиянием. Из небытия средневековья Еврипид вернулся в эпоху Возрождения. К его сюжетам обращался Расин, влияние древнего автора заметно в творчестве Гёте и Шиллера. Его трагедии до сих пор появляются на сцене современных театров, причём заметно чаще, чем произведения Эсхила и Софокла. Немного переосмыслив знаменитую поговорку скажем, что не боги горшки обжигают – человеку всегда будет интереснее человеческое.