Азбука сценического искусства. Ф – фарс

Фарс – вид средневекового народного театра, позже лёгкий комедийный жанр и одновременно обозначение грубой шутовской выходки. В наши дни слово чаще используется в переносном смысле, как характеристика чего-то наигранного, лицемерного и лживого. Французское слово farce происходит от латинского farcio – «фарш» или «начинка».

Откуда такое странное название для вида тетра легко понять из истории его происхождения. Корни фарса растут из народных обрядов и небольших сценок, которые показывали бродячие артисты в масках с постоянными характерами. На Руси их звали скоморохами, в Европе мимами, шпильманами, вагантами, жонглёрами. В период становления христианства подобные представления начали преследоваться церковью, которая, однако, вскоре вынуждена была допустить эти комедийные бытовые сценки в свои мистерии (жанр религиозного театра) в качестве интермедий – вставок, мало связанных с основным серьёзным действием представления. Тогда и возник термин «фарс». Это была вкусная начинка скучных спектаклей.

«Представление фарса», Питер Балтен, 1540-1598

Пик популярности фарса приходится на XIV – XVI века, когда он постепенно вышел за рамки мистерии и стал самостоятельным и, более того, господствующим жанром в театре и литературе. Его отличительными чертами стала буффонада (утрированно-комическая манера актёрской игры), импровизация, грубоватый юмор и, скажем так, бытовая сатира – стремление угодить толпе шутками о светской и церковной власти, шарлатанах, продажных судьях или супружеской неверности. Фарс был городским жанром и отражал именно интересы горожан, крестьяне и дворяне редко были его героями. При этом и положительные и отрицательные персонажи всегда укладывались в рамки определённых типажей-масок, индивидуальности в них было мало.

«Фарс, актёры, танцы», Питер Янс, XVI в.

Фарсы писались восьмисложным стихом, которых обычно было от 300 до 600 в оном произведении. Но если сюжет пользовался популярностью, то он расширялся. Так один из самых известных фарсов в истории, «Адвокат Пьер Патлен», насчитывает 1599 стихов. Текст сочинён предположительно между 1464 и 1469 годами, а первое издание вышло в Лионе в 1485 или 1486 году. Его автор неизвестен, но произведение стало так популярно, что за первые сто лет выдержало около двадцати изданий. Вскоре вышло два продолжения, образовав своеобразную трилогию о хитром адвокате. Появился даже глагол «pateliner» — «патленизировать» – ловко обманывать. Всем известная фраза «вернёмся к нашим баранам» происходит именно из этого фарса. По сюжету в нём судятся пастух и суконщик, у которого первый украл овец. Патлен же, защитник пастуха, ранее не заплатил суконщику за его товар, поэтому разговор в суде постоянно отходит от темы и судья просит вернуться к баранам.

Титульный лист парижского издания фарса о Патлене, около 1500 г.

Эстетика средневековых фарсов оказала серьёзное влияние на развитие европейского театра. Впоследствии ей не брезговали пользоваться ни Шекспир, ни Мольер, ни Лопе де Вега. Таким образом, уступив лавры главенствующего вида театрального предсталения более привычному нам театру Ренессанса, фарс не пропал окончательно. А в XIX веке вернулся как отдельный комедийный жанр, сохранив средневековые признаки: лёгкость сюжета, простые комические приёмы, буффонаду и схематичность характеров. Вскоре стал синонимом водевиля или оперетты. К началу ХХ века новая мода на него ушла, но встретить его на современных театральных подмостках вполне реально.