Азбука сценического искусства. Г – грим

Грим – искусство изменения внешности актёра при помощи красок и других средств, а также сами эти средства. Слово происходит от староитальянского grimo – «морщинистый».

Искусство грима можно признать таким же древним, как и театральное. Оно восходит ещё к первобытной ритуальной раскраске и первоначально использовалось в религиозных обрядах наравне с масками. Некоторые традиционные виды театра до сих пор сохранили грим, который по внешнему виду мало чем отличается от маски. В первую очередь это характерно для театров Восточной и Юго-Восточной Азии.

Актёры театра кабуки в гриме

Грим всегда нужен был для конкретизации образа актёра, но долгое время даже речи не шло о его реалистичности. Его гротескность была не только художественным принципом, но и техническим решением, необходимым для того, чтобы образ персонажа был чётко виден издалека. Театральный грим оставался таковым на протяжении почти всей своей истории. Реалистичность приходит только к началу ХХ века под влиянием идей Константина Станиславского. Но яркая образность всё ещё оставалась в ходу, что можно увидеть по фотографии того же Станиславского в образе Аргана из пьесы «Мнимый больной». Практически абсолютная натуралистичность в искусство грима приходит в связи с развитием кинематографа. Крупные планы лиц актёров, снимающиеся под интенсивным освещением, предполагали тончающую работу гримёров, что в театре было попросту не нужно. Если раньше актёры сами вполне справлялись с собственным гримом, то теперь работа профессиональных художников-гримёров стала гораздо более востребованной, росло их искусство и развивались технические средства и материалы, необходимые для достижения необходимого качества.

Константин Станиславский в образе Аргана

Первоначально для создания грима использовались природные красители – сажа, мел, соки растений. Но начиная с эпохи Возрождения, когда театральные представления начали переноситься с улиц в плохо освещённые помещения, актёрам понадобились более яркие краски и устойчивая основа для них. Безвредные краски пришлось сменить на порой ядовитые соединения, такие как свинцовые белила или румяна из сульфита ртути. Естественно, современный грим стараются делать безвредным, но аллергические реакции по-прежнему остаются большой проблемой актёров. К примеру, известно, что грим персонажа Мистик из кинофраншизы «Люди Икс» упрощался от фильма к фильму в связи с тем, что у актрисы Дженнифер Лоуренс обнаружилась аллергия на специальную краску. В сюжет специально были внесены изменения характера персонажа, в соответствии с которыми Мистик стеснялась своей внешности, а актриса могла почаще обходиться без грима.

Изменения грима Дженнифер Лоуренс в образе Мистик

Существует два метода нанесения грима: живописный и пластический. В первом случае все особенности образа наносятся на лицо при помощи красок, необходимый объём имитируется светотенью. Второй предполагает использование различных накладок, а также постижёрных изделий, попросту говоря париков и накладных усов, бород, бакенбард.

Театральный грим по-прежнему более традиционный, использует жировую основу, сандарачный клей, вату. В кинематографе в ходу более современные технологии – силиконовые накладки, акриловый клей, краски на спиртовой основе. А с недавних пор кино отчасти может обходиться и вовсе без настоящего грим, который заменяется на компьютерную графику. При помощи технологии захвата движений современные актёры могут сыграть гораздо более молодых или старых персонажей, исторических личностей или даже фантастических персонажей, находясь при этом перед камерой без всякого грима, если не считать датчиков мышц.

Бенедикт Камбербэтч на съёмках фильма «Хоббит» и его образ дракона Смауга на экране

Однако полный отказ человечества от грима вряд ли возможен, ведь компьютерная графика пока видна только на экране, а театры по-прежнему нуждаются в обыкновенном гриме, так же как косплееры, которые и вовсе ничего не играют, а просто наряжаются в любимых персонажей. Да и детский аквагрим пока ещё является неотъемлемой частью крупных праздничных мероприятий. Грим будет актуален до тех пор, пока не появится неотличимые от реальности голографические маски, а это явно будет ещё не скоро.