Азбука сценического искусства. Х – хореография

Хореография – искусство сочинения и сценической постановки танца. Термин происходит от сочетания двух древнегреческих слов, означающих «танец» и «писать».

Несмотря на древнегреческие корни, сами древние греки этого термина не знали, он появился относительно поздно, около 1700 года. И в то время слово применялось непосредственно к системе стенографирования, записи танцев, но вскоре хореография обрела своё современное значение – постановка танца. Такое позднее появление термина вовсе не означает, что до этого никакой постановки танцев не существовало, просто для этого не было специального слова.

Танец в принципе является одним из самых древних видов искусства. Он очевидно существовал ещё до какой-либо материальной человеческой культуры и вероятно происходит от брачных игр животных. Но так как танец – это не каменный монолит и не глиняный черепок, документально доказать это предположение невозможно. Одни из древнейших изображений танцующих фигур можно увидеть в скальных жилищах Бхимбетка (Индия). Они относятся к мезолиту, среднему каменному веку, приблизительно 15 тысяч лет назад. Практически все важные события в жизни первобытного общества, что доказывается на примерах современных нам примитивных племён, отмечались танцами: рождение, инициация (вступление во взрослую жизнь), брак, смерть, а также выступление на охоту или на тропу войны, различные праздники – всё это сопровождалось ритуальными танцами. И так как это была традиция, то она должна была передаваться, то есть танцам учили и занимались их постановкой, пускай эта постановка очень далека от современной хореографии.

Фреска с танцовщицами и музыкантами в гробнице Небамун, ок. 1400 г. до н.э.

Индийская культура является одной из самых ранних и самых ориентированных на танцы. Это и по сей день актуально, так как индийское общество очень консервативно и строго соблюдает традиции. По мифам один из самых популярных богов индуизма Шива создаёт, сохраняет и разрушает вселенную именно при помощи танца. Трактат «Натьяшастра», датируемый от V века до н. э. до VII—VIII века н. э., является одним из древнейших в мире тестов по теории и практике драмы и танца. На санскрите танец и драма обозначаются одним словом – натья – настолько для древних индусов эти понятия были неразделимы. Известно, что около 1500 до н.э. индийские храмовые танцовщицы прибыли в Египет и оказали серьёзное влияние на местные танцы, а через Египет это влияние распространилось и на Грецию, где понятие танца настолько расширилось, что стало включать в себя гимнастику, акробатику, праздничные шествия и даже военную муштру, то есть практически всю не бытовую пластику тела. Как известно, именно из церемониальных танцев и шествий в честь Диониса родилась трагедия и драматическое искусство, которые в Древней Греции тоже сопровождались своеобразными танцами. И можно было бы сказать, что вскоре хореография в греческом театре уступила главную роль тексту, но только это утверждение нельзя считать до конца справедливым, потому что тексты сохранились и перешли в последующие эпохи, а средств записи пластики тогда просто не существовало, соответственно мы не можем судить о её значении по сравнению с текстом.

Шива-Натараджа — повелитель танца, один из самых популярных иконографических образов

В Европе раннего средневековья христианская церковь воспринимала танцы как пережиток язычества и активно боролась с любыми его формами. Танцы критиковались, считались безумием. Вот только к безумию вёл как раз запрет на танцы, которые, кроме всего прочего, являются хорошей физической и психологической разрядкой. В результате запрета распространилось явление спонтанного, судорожного, «безумного» танца, которое называли макабром, тарантеллой и пляской Святого Витта. Такие пляски были как одиночными, так и массовыми. Есть мнения, что это было связано с реальными психозами или влиянием заражения спорыньёй, вызывающей спазмы, судороги и галлюцинации. Вероятно, всё это работало в комплексе. Долго так продолжаться не могло и к XII веку танец снова становится важной частью аристократической, куртуазной культуры. По большей части это были парные танцы, степенные, торжественные, лишённые былого эротизма. Одновременно появляются и новые народные танцы, в основном массовые, более весёлые, но всё же остающиеся в рамках приличий и церковной морали. Первое время социальной границы межу танцами не было, крестьяне с удовольствием подражали танцам господ, а рыцари не брезговали покружиться с подданными в хороводах, и те, и другие танцы были во многом импровизационными, но так продолжалось не долго.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший, 1568 г.

В эпоху Возрождения придворные танцы настолько усложнились, что научиться им без преподавателя стало невозможно, так же как станцевать всем двором без специального распорядителя – танцмейстера. Танцы аристократов стали очень театральными, их надо было режиссировать. Так на свет появился балет. Количество придворных и народных танцев стремительно выросло: павана, мориско, фанданго, фламенко, краковяк и другие. В 1589 году появляется первый европейский танцевальный учебник «Орхезография». Трактат в форме диалога, написанный Туано Арбо, он же композитор и священник Жан Табуро. И здесь уже священнослужитель прибегает к цитатам из Библии, чтобы подчеркнуть важную роль танца в обществе, гонения остаются в прошлом.

Титульный лист «Орхезографии», 1589 г.

В 1661 году французский король Людовик XIV, большой любитель танцев, получивший прозвище Король-солнце как раз за его роль Солнца в «Королевском балете ночи», основал Королевскую академию музыки и танца. С тех пор развитие танцевального искусства стало делом профессионалов, аристократия отныне лишь следовала устанавливаемой ими модой. А модными стали народные танцы: минует, куранта, гавот, ригодон, полонез и другие. Становясь придворными, они быстро теряли свои сельские корни, откровенность и напор, становились более спокойными, церемонными, изящными. А сегодня уже сложно вообразить, что такие типично аристократические танцы родились в деревнях. 

«Минует», Франц Кристоф Яннек, XVIII век

Со временем чисто человеческое желание сплясать что-нибудь более активное подмяло под себя великосветские условности. Во второй половине XVIII века Европу стремительно завоевал вальс. Попытки запретить его, как слишком фривольный, вскоре прекратились, хотя в Англии запрет оставался в силе вплоть до 1812 года и его критиковал даже такой вольнодумец как Байрон. Позже появились кадриль, полька, мазурка, галоп, а в конце XIX века дело дошло и до канкана, уже конечно совсем не аристократического, но дико популярного. К концу века в качестве антипода классическим балетным формам рождается танец модерн. В начале ХХ века всё большее влияние на европейскую культуру начинают оказывать экзотические латиноамериканские и афроамериканские хореографические традиции: свинг, джаз, ча-ча-ча, самба. В конце концов направлений и танцев становится настолько много, что сегодня заполнить статью такого же объёма можно исключительно перечислением названий, поэтому мы остановимся.

Важно то, что современная хореография использует практически весь накопленный за тысячелетия танцевальный опыт человечества от индийского храмового танца через балет и до твёрка. А отрицание и запреты приведут только к безумию.