Хореография – искусство сочинения и сценической постановки танца. Термин происходит от сочетания двух древнегреческих слов, означающих «танец» и «писать».
Несмотря на древнегреческие корни, сами древние греки этого термина не знали, он появился относительно поздно, около 1700 года. И в то время слово применялось непосредственно к системе стенографирования, записи танцев, но вскоре хореография обрела своё современное значение – постановка танца. Такое позднее появление термина вовсе не означает, что до этого никакой постановки танцев не существовало, просто для этого не было специального слова.
Танец в принципе является одним из самых древних видов искусства. Он очевидно существовал ещё до какой-либо материальной человеческой культуры и вероятно происходит от брачных игр животных. Но так как танец – это не каменный монолит и не глиняный черепок, документально доказать это предположение невозможно. Одни из древнейших изображений танцующих фигур можно увидеть в скальных жилищах Бхимбетка (Индия). Они относятся к мезолиту, среднему каменному веку, приблизительно 15 тысяч лет назад. Практически все важные события в жизни первобытного общества, что доказывается на примерах современных нам примитивных племён, отмечались танцами: рождение, инициация (вступление во взрослую жизнь), брак, смерть, а также выступление на охоту или на тропу войны, различные праздники – всё это сопровождалось ритуальными танцами. И так как это была традиция, то она должна была передаваться, то есть танцам учили и занимались их постановкой, пускай эта постановка очень далека от современной хореографии.
Индийская культура является одной из самых ранних и самых ориентированных на танцы. Это и по сей день актуально, так как индийское общество очень консервативно и строго соблюдает традиции. По мифам один из самых популярных богов индуизма Шива создаёт, сохраняет и разрушает вселенную именно при помощи танца. Трактат «Натьяшастра», датируемый от V века до н. э. до VII—VIII века н. э., является одним из древнейших в мире тестов по теории и практике драмы и танца. На санскрите танец и драма обозначаются одним словом – натья – настолько для древних индусов эти понятия были неразделимы. Известно, что около 1500 до н.э. индийские храмовые танцовщицы прибыли в Египет и оказали серьёзное влияние на местные танцы, а через Египет это влияние распространилось и на Грецию, где понятие танца настолько расширилось, что стало включать в себя гимнастику, акробатику, праздничные шествия и даже военную муштру, то есть практически всю не бытовую пластику тела. Как известно, именно из церемониальных танцев и шествий в честь Диониса родилась трагедия и драматическое искусство, которые в Древней Греции тоже сопровождались своеобразными танцами. И можно было бы сказать, что вскоре хореография в греческом театре уступила главную роль тексту, но только это утверждение нельзя считать до конца справедливым, потому что тексты сохранились и перешли в последующие эпохи, а средств записи пластики тогда просто не существовало, соответственно мы не можем судить о её значении по сравнению с текстом.
В Европе раннего средневековья христианская церковь воспринимала танцы как пережиток язычества и активно боролась с любыми его формами. Танцы критиковались, считались безумием. Вот только к безумию вёл как раз запрет на танцы, которые, кроме всего прочего, являются хорошей физической и психологической разрядкой. В результате запрета распространилось явление спонтанного, судорожного, «безумного» танца, которое называли макабром, тарантеллой и пляской Святого Витта. Такие пляски были как одиночными, так и массовыми. Есть мнения, что это было связано с реальными психозами или влиянием заражения спорыньёй, вызывающей спазмы, судороги и галлюцинации. Вероятно, всё это работало в комплексе. Долго так продолжаться не могло и к XII веку танец снова становится важной частью аристократической, куртуазной культуры. По большей части это были парные танцы, степенные, торжественные, лишённые былого эротизма. Одновременно появляются и новые народные танцы, в основном массовые, более весёлые, но всё же остающиеся в рамках приличий и церковной морали. Первое время социальной границы межу танцами не было, крестьяне с удовольствием подражали танцам господ, а рыцари не брезговали покружиться с подданными в хороводах, и те, и другие танцы были во многом импровизационными, но так продолжалось не долго.
В эпоху Возрождения придворные танцы настолько усложнились, что научиться им без преподавателя стало невозможно, так же как станцевать всем двором без специального распорядителя – танцмейстера. Танцы аристократов стали очень театральными, их надо было режиссировать. Так на свет появился балет. Количество придворных и народных танцев стремительно выросло: павана, мориско, фанданго, фламенко, краковяк и другие. В 1589 году появляется первый европейский танцевальный учебник «Орхезография». Трактат в форме диалога, написанный Туано Арбо, он же композитор и священник Жан Табуро. И здесь уже священнослужитель прибегает к цитатам из Библии, чтобы подчеркнуть важную роль танца в обществе, гонения остаются в прошлом.
В 1661 году французский король Людовик XIV, большой любитель танцев, получивший прозвище Король-солнце как раз за его роль Солнца в «Королевском балете ночи», основал Королевскую академию музыки и танца. С тех пор развитие танцевального искусства стало делом профессионалов, аристократия отныне лишь следовала устанавливаемой ими модой. А модными стали народные танцы: минует, куранта, гавот, ригодон, полонез и другие. Становясь придворными, они быстро теряли свои сельские корни, откровенность и напор, становились более спокойными, церемонными, изящными. А сегодня уже сложно вообразить, что такие типично аристократические танцы родились в деревнях.
Со временем чисто человеческое желание сплясать что-нибудь более активное подмяло под себя великосветские условности. Во второй половине XVIII века Европу стремительно завоевал вальс. Попытки запретить его, как слишком фривольный, вскоре прекратились, хотя в Англии запрет оставался в силе вплоть до 1812 года и его критиковал даже такой вольнодумец как Байрон. Позже появились кадриль, полька, мазурка, галоп, а в конце XIX века дело дошло и до канкана, уже конечно совсем не аристократического, но дико популярного. К концу века в качестве антипода классическим балетным формам рождается танец модерн. В начале ХХ века всё большее влияние на европейскую культуру начинают оказывать экзотические латиноамериканские и афроамериканские хореографические традиции: свинг, джаз, ча-ча-ча, самба. В конце концов направлений и танцев становится настолько много, что сегодня заполнить статью такого же объёма можно исключительно перечислением названий, поэтому мы остановимся.