Интермедия – небольшая сценка, комическая, музыкальная или танцевальная, разыгрываемая между действиями основного спектакля и не имеющая к нему непосредственного отношения. Происходит от латинских слов inter, «между», и medius, «центр», то есть «находящийся посередине».
В русском языке интермедия является синонимом слова интерлюдия (от лат. inter, «между» и лат. ludus, «игра»), но интермедия чаще употребляется по отношению к театру, а интерлюдия скорее музыкальный термин. Интермедии могут разыгрываться во время антракта или включаться в основное действие в виде некой отсылки или экскурса. Во втором случае она может соответствовать жанру произведения, то есть быть не комической, а драматической.
Интермедия возникла в XV веке в европейской литургической драме, посвящённой в первую очередь рождественским праздникам. Под влиянием площадного театра в этот строгий религиозный жанр стали проникать бытовые темы и мирской язык. Это сильно повышало популярность евангельских постановок, но допускать нарушения канонов церковь не могла, поэтому подобные эпизоды были резко разграничены с основным действием. В конце концов и сама литургическая драма была выдворена из церковного пространства на паперть. Так началось её превращение в мистерию. К участию в представлениях стали допускать мирян, а постановки приурочивались не только к религиозным, но и городским праздникам, которые могли длиться по несколько дней. Эти факторы, помноженные на зрительскую поддержку простонародья, привели к значительному увеличению количества вставных эпизодов, которые эмоционально стали перевешивать пафос основной тематики. В итоге их стало так много, что они переродились в отдельный жанр – фарс (от лат. farta – начинка, фарш). При этом в первоначальном качестве вставных номеров интермедии существовать не прекратили.
Различные интермедии были распространены в театре эпохи Возрождения, их использовали Шекспир, Сервантес, Мольер, Гольдони, Лопе де Вега и другие знаменитые драматурги. Они были так популярны, что стали получать национальные варианты названий: пасос в Испании, энтремиш в Португалии, интерлюдии в Англии. В Италии сложился жанр речевых интермедий, давший толчок к развитию оперы. А уже из оперных интермедий впоследствии сложилась опера-буффа – комическая опера на два-три действующих лица. Интермедии существовали даже в комедии дель арте, самой по себе лёгкой и бытовой, в ней они были полностью построены на импровизации.
В Россию интермедии пришли в XVI веке и получили наибольшее распространение в XVII-XVIII веках в так называемом «школьном театре» – театрах при духовных учебных заведения. В придворном театре они разыгрывались шутами. И даже проникли в структуру народного рождественского театра кукол – вертеп – совершив некий исторический круг. Для интермедий в вертепном ящике был отведён нижний этаж, где так же показывалось избиение младенцев Иродом.
В ХХ веке интермедии приобрели характер капустников с интерактивным общением со зрителями. Соответственно темы стали зачастую актуальными, иногда разделёнными с основным действием спектаклей целыми веками. Интермедии использовались, например, в знаменитой постановке «Принцесса Турандот» театра имени Вахтангова. Некоторое время они были популярны в рок-операх. В цирковых представлениях функцию интермедий выполняют выступления клоунов. Не забыты они и в XXI веке, иногда принимая провокационные формы. Так в спектакле «Полёт Ди Грассо» режиссёра Михаила Левитина, поставленном в театре «Эрмитаж», в интермедии в зрительный зал забегают актёры в образах бомжей и начинают выпрашивать подаяние.
Конечно, в современном театре интермедии уже не так популярны, как во времена Возрождения. Но это легко объяснимо. Их первоначальная функция – развлечение непритязательной публики во время скучных для неё представлений. В наше время театральная публика гораздо более образована и культурна, она идёт на серьёзный спектакль с целью насладиться именно им, лёгкие развлечения ей не востребованы, они широко доступны в других форматах и жанрах. Тем не менее, немного изменившись, интермедия ещё живёт, как в театре, так и в музыке, и даже иногда в литературе.