Мюзикл – музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и вокальное искусство. Английское слово musical является сокращением словосочетания «музыкальная комедия».
Несмотря на происхождение слова мюзикл может представлять из себя и драму, и трагедию. За рамки комедии он вышел в самом начале своего существования. Но его предшественником стала именно музыкальная комедия – своеобразный жанр развлекательного представления, сформировавшийся к 60-ым годам XIX века, где на первом плане был не сюжет, а вокальные и танцевальные номера, некий синтез оперетты, водевиля и бурлеска.
Музыкальная комедия серьёзно изменилась в 20-30-ых годах ХХ века. Это связано с формированием и развитием джаза, деятельностью американского либреттиста и поэта-песенника Оскара Хаммерстайна II и композиторов Джорджа Гершвина, Джерома Керна, Коула Портера и некоторых других. В 1927 году Хаммерстайн и Керн представляют публике постановку «Плавучий театр» (Show Boat), которая стала апогеем жанра музыкальной комедии и порой неофициально зовётся первым мюзиклом. В 1932 году Гершвин получил Пулитцеровскую премию за работу над постановкой «Я пою о тебе», что говорит о признании достоинств этого жанра в сообществе деятелей искусства и культуры. В этот переходный период от жанра к жанру заметно усложняется либретто, растёт мастерство вокалистов, усиливается ритмическое влияние джаза и регтайма.
Рождение классической формы мюзикла связано с появлением творческого союза уже упомянутого Оскара Хаммерстайна II и композитора Ричарда Роджерса. Вместе они сочиняют музыкальный спектакль «Оклахома!», поставленный на Бродвее 31 марта 1943 года. Его отличительной чертой стали музыкальные номера, которые были частью сюжетной линии, двигали историю, перестав быть простыми развлекательными вставками. Сюжет тоже отошёл от чистой комедии, добавились патриотические и социальные темы. «Оклахома!» имела невиданный успех, пять лет шла на Бродвее, потом отправилась в американское турне. Впервые была выпущена пластинка с записью всего спектакля, а не только музыкальных номеров. В 1944 году мюзикл получил Пулитцеровскую премию. В 1953 году финальная одноимённая песня мюзикла стала официальным гимном штата Оклахома. В 1955 году произведение было экранизировано и получило два «Оскара» – за лучшую музыку и работу со звуком.
Роджерс и Хаммерстайн плодотворно работали вместе вплоть до смерти последнего в 1960 году. Вместе они написали множество мюзиклов, включая такие знаменитые и знаковые, как «Карусель» (1945), «Юг Тихого океана» (1949), «Король и я» (1951) и «Звуки музыки» (1959). Среди их наград 35 театральных премий «Тони», 15 «Оскаров», по две «Грэмми», «Эмми» и Пулитцеровских премии. Их влияние на жанр мюзикла и американскую культуру в целом трудно недооценивать.
После Второй мировой войны драматургическими первоисточниками мюзиклов становятся всё более серьёзные произведения. На сцену «лёгкого жанра» попадают Чарльз Диккенс, Бернард Шоу, Мигель Сервантес, Ульям Шекспир. «Ромео и Джульетта» последнего из них стала основой ещё одного знакового мюзикла – «Вестсайдской истории» композитора Леонарда Бернстайна на слова Стивена Сондхайма по сценарию Артура Лорентса. Прежде чем отправится в мировое турне мюзикл был показан на Бродвее 732 раза. Сам он получил две премии «Тони», а его экранизация 1961 года 10 «Оскаров», включая «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру». Он попал в репертуар оперных театров и до сих пор часто ставится в театральных учебных заведениях. «Вестсайдская история» является одним из первых мюзиклов, попавших в Советский Союз, в 1965 году его поставили на сцене Московского театра оперетты.
В 1960-ых годах популярность мюзиклов на некоторое время спадает под напором новых музыкальных жанров: диско и рока. Однако Бродвей быстро адаптирует их под себя и в 1967 году выходит психоделический мюзикл «Волосы», посвящённый культуре хиппи. А уже в 1970 году на Бродвее гремит новое имя – Эндрю Ллойд Веббер. Этот английский композитор месте с либреттистом Тимом Райтсом ставят одну из первых в истории рок-опер «Иисус Христос – суперзвезда». А в 1976 представляют мюзикл «Эвита». Темы этих постановок уже очень далеки от комедийных. Важной вехой в творчестве Веббера и развитии мюзиклов стал спектакль «Кошки» (1981), который отличался необычной пластикой и своеобразной музыкой. Он надолго стал самым продолжительным бродвейским шоу, пока его не сместил «Призрак Оперы» (1986) того же Веббера – мюзикл, содержащий в себе элементы детектива и триллера. Эндрю Ллойд Веббер получил множество музыкальных наград, а также титул рыцаря и пэра Англии, он ещё жив, но не пишет новых мюзиклов с 2015 года.
Американские и английские мюзиклы долгое время оставались флагманскими произведениями этого жанра, однако самым долгоиграющим мюзиклом Бродвея на данный момент является музыкальный спектакль «Отверженные» по мотивам романа Виктора Гюго. Композитор Клод-Мишель Шёнберг и либреттист Ален Бублиль представили его в 1980 году в Париже. Через пять лет мюзикл был поставлен в Лондоне на английском языке, а потом добрался и до Бродвея. То, что их успех не случаен, французские авторы доказали своим следующим мюзиклом «Мисс Сайгон» (1989), созданным по мотивам оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». На Бродвее его показали более 4000 раз, а обновлённая постановка 2014 года в Лондоне установила мировой рекорд по дневным кассовым продажам за один день – 4 миллиона фунтов стерлингов.
Как можно заметить и по этой статье, мюзикл – коммерческий жанр. В нём много спецэффектов, красочных костюмов и масштабных декораций, которые привлекают не только и не столько театралов, сколько массового зрителя. Мюзиклы показывают много раз подряд, порой буквально каждый день. По этой причине постановка мюзикла делается по принципу антрепризы. То есть под конкретный спектакль подбирается труппа из разных театров, вокальных и музыкальных коллективов, которая работает только над данной постановкой, приостановив основную деятельность. Таким образом работа артистов доводится почти до автоматизма и им не нужно расходовать физические и психические силы на другие спектакли.
В нашей стране некоторое подобие мюзиклов впервые появилось сразу на киноэкране в 1930-40-ых годах. Таковы музыкальные комедии Григория Александрова: «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Были попытки привить на советской почве и американскую классику жанра. Как уже упоминалось, у нас ставили «Вестсайдскую историю», а кроме того «Порги и Бесс» и «Моя прекрасная леди». Но не прижилось. Зато получилось с отечественными рок-операми, наиболее значительной из которых остаётся «”Юнона” и “Авось”» композитора Алексея Рыбникова на слова Андрея Вознесенского, поставленная Марком Захаровым на сцене Ленкома в 1981 году. Но и до неё были удачные и значительные постановки в 1970-ых: «Свадьба Кречинского», «Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Эпоха мюзиклов бродвейской модели наступает в России только на рубеже веков. В 1999 году в Москве прогремел польский мюзикл «Метро». А уже в 2001 году появляется первый полностью отечественный мюзикл «Норд-Ост» по мотивам романа Вениамина Каверина «Два капитана». Ещё через год с большим успехом прошёл французский мюзикл «Нотр-Дам де Пари». А вот бродвейские «Чикаго» и «42-я улица» провалились из-за трагических последствий теракта в Театральном центре на Дубровке. Индустрия мюзикла на некоторое время была полностью парализована и возродилась только после «Кошек» и Mamma Mia! в 2005 и 2006 годах соответственно. С тех пор мюзиклы в Москве стали привычным явлением.
У творческого коллектива Дворца культуры Российского университета транспорта и студентов нашего вуза тоже был опыт постановки мюзикла, а точнее некой переходной формы от музыкальной комедии к мюзиклу – постановка «О тех, кого помню и люблю» по мотивам сериала «Ликвидация». Опыт признан вполне удачным и сейчас в разработке находятся ещё два музыкальных спектакля по мотивам… Впрочем, сохраним пока некоторую интригу.