Азбука сценического искусства. О – опера и оперетта

Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, слова и сценического действия. От итальянского opera – «труд», «дело», «работа».
Оперетта – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, слова, хореографии и сценического действия. Уменьшительное от итальянского слова opera.

Как видите, разницы почти никакой. Почему же это разные жанры? Если вы полезете в «Википедию», то запутаетесь ещё сильнее. Попробуем объяснить проще и короче.

Истоки этих жанров, как и драматического театра, следует искать в Древней Греции. Античный театр, судя по всему, больше напоминал как раз оперу, нежели более привычный массовому зрителю драматический театр. Точно известно, что древнегреческие представления сопровождались музыкой и пением, а первые драматурги были в то же время и музыкантами, композиторами. Именно желание сообщества гуманистов, известного сейчас под названием Флорентийская камерата (от ит. «кружок», «компания») восстановить античную трагедию и стало причиной появления современной оперы.

Первой оперой стала «Дафна» певца и музыканта Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини. До нас она не дошла, но дошла информация, что она имела большой успех. Вторая их опера, «Эвридика», сохранилась. Её премьера состоялась 6 октября 1600 года в Палаццо Питти на свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Созданный Пери принцип декламации нараспев пришёлся по вкусу аристократии. Так началась запутанная история современной оперы.

Якопо Пери

Уже в 1636 году в Венеции открывается первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Вскоре опера распространяется по всей Европе. К следующему столетию это уже самый популярный вид музыкального творчества, который стремительно развивается сам и влияет на развитие других жанров. В частности, из оперной увертюры родилась симфония. Появляются различные направления и национальные оперные школы. Дошло даже до так называемой «войны буффонов» – растянувшейся на два года полемики между представителями итальянской и французской оперы, в результате которой итальянской труппе пришлось покинуть Париж, а там появилась французская комическая опера, предтеча оперетты.

C XVII до середины XIX века оперетта была в буквальном смысле маленькой оперой. Иногда этим термином обозначали комические оперы, бытовые комедии, а в Германии и Австрии своеобразный жанр зингшпиль, буквально пение с игрой, пьесу с музыкальными номерами, а позже оперу с разговорными вставками. Характерные черты оперетты: комический характер, пение, музыка и танцы давно проявлялись в более низких национальных жанрах, так что сами родоначальники современной оперетты, Флоримон Эрве и Жак Оффенбах, утверждали, что всего лишь возрождают жанр.

Жак Оффенбах

У оперетты, как и в некотором смысле у оперы, есть конкретный день рождения – 5 июля 1855 года, когда Жак Оффенбах открыл свой маленький театр «Буфф-Паризьен» на Елисейских полях. Флоримон Эрве открыл свой театрик «Фоли-Нувель» на год раньше, но он ставил там короткие буффонады и театральные пародии в пику наложенными на его произведения властями ограничению одним актом и двумя действующими лицами, чтобы он не мог конкурировать с театром «Опера-Комик». Оффенбах начинал с того же, но вскоре развил жанр более широкой музыкальной основой, лирикой и сатирой. Именно его стали считать основателем оперетты, что привело к личной вражде с Эрве. Его произведение «Орфей в аду» (1858) сегодня часто считается первой классической опереттой, хотя сам он на тот момент называл жанр оперой-буффон. «Адский галоп» из этой музыкальной пьесы любой из нас наверняка слышал при исполнении канкана, он стал наиболее популярной мелодией для этого танца.

 

По иронии судьбы именно под влиянием Оффенбаха Флоримон Эрве пишет свою самую знаменитую оперетту «Мадемуазель Нитуш» (1883). Также есть мнение, что сам Оффенбах посоветовал на тот момент уже всемирно известному автору вальсов Иоганну Штраусу обратиться к оперетте, после чего тот создал «Летучую мышь» (1874). А вот наиболее влиятельный автор оперетт ХХ века Имре Кальман в молодости считал этот жанр низким, но его симфонии и романсы успеха не имели, а вот оперетты «Сильва», «Баядера» и «Принцесса цирка» стал известны по всему миру.

А теперь вернёмся к главному вопросу, в чём же разница между оперой и опереттой? Опера, хотя и может быть комической, в первую очередь драматический, более серьёзный жанр, часто с мифологической или исторической основой. Для оперетты драма и трагедия не характерны. Её главные признаки – это юмор, сатира, пародия, любовная лирика со счастливым концом. В классической опере только поют, разговоров в ней не бывает, паузы заполняются речитативом. В оперетте же разговорные сцены норма и неотъемлемая часть постановки. И если вокальной основой оперы являются серьёзные арии, дуэты, трио и хоры, призванные передавать сложные чувства персонажей, то в оперетте всё это хронологически короче и исполняется в основном в куплетно-песенном жанре, который проще воспринимается публикой. В опере не бывает танцев. В оперетте пожалуйста, вплоть до весьма фривольных, вроде упомянутого выше канкана.   

Теперь вы сможете в общих чертах сказать, что общего между оперой и опереттой и в чём их различия. Но это только если не лезть в дебри, тонкости и нюансы.