Персонаж – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в любом художественном произведении. Проще говоря – это действующее лицо. Французское слово personnage происходит от латинского persona – «личность», «лицо», «особа».
Персонажами могут быть люди, животные, машины, мифические существа и даже абстрактные сущности или погодные явления, представленные в антропоморфном (человекоподобном) виде или наделённые свойствами человеческой психики, что называется персонифкацией, олицетворением. Персонажи могут быть как полностью выдуманными, так и взятыми из реальной жизни, а также иметь прототипы в реальности, но обладать другими именами или характеристиками. Центрального персонажа произведения, протагониста, реже антагониста, принято называть главным героем, а остальных второстепенными или эпизодическими персонажами.
Персонажи в мировой культуре появились настолько давно, что на данный момент приблизительную дату сложно определить даже с погрешностью в десятки тысяч лет. Вполне возможно традиция сочинять и рассказывать истории, а значит и персонажи этих историй, старше самого нашего биологического вида. Осознание этого факта в начале ХХ века привело гуманитарную науку к открытию и изучению литературных архетипов – повторяющихся образов и сюжетов. Первые архетипы выделил основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Вслед за ним мифопоэтическое сознание с различными подходами исследовали в своих канонических ныне трудах Джеймс Джордж Фрэзер («Золотая ветвь»), Эрнст Кассирер («Философия символических форм»), Люсьен Леви-Брюль («Первобытное мышление») и Клод Леви-Стросс («Структурная антропология»). В результате этих и других исследований было выделено множество различных архетипов и суб-архетипов, единой и общепризнанной структуры которых пока не существует. Наиболее известными типами персонажей на данный момент являются протагонист (герой), антагонист (злодей) и трикстер (обманщик).
Персонажи архаичных произведений – мифов, сказок, эпоса – легко укладываются в рамки архетипов, а вот более современные персонажи, хотя в подавляющем большинстве случаев всё ещё соответствуют им в общих чертах, становятся всё сложней и сложней, порой сочетая в себе характеристики разных архетипов. Современные авторские персонажи лишь основываются на основных архетипах, причём чаще всего бессознательно, а в остальном они являются попыткой автора создать уникальную личность, не похожую на других. Но так же как архаичные персонажи являются заложниками древней структуры, так и современные зависят от авторского взгляда на мир. Отсюда появляется возможность изучать психологию и мировоззрение литераторов и драматургов через совокупность их персонажей. Не зря Гюстав Флобер говорил о главной героине своего романа «Мадам Бовари»: «Эмма – это я!»
В театре всё ещё сложнее. До возникновения режиссуры персонажи редко выходили за грань типичного амплуа (герой-любовник, трагический герой, комик, инженю – наивная девушка, резонёр – рупор авторских суждений, не принимающий активного участия в действии, и других). В наше время сценический персонаж создаётся сразу несколькими авторами: драматургом или литератором, актёром и режиссёром. В кино определённое влияние может иметь и продюсер. А если говорить об иностранных произведениях, то волей или неволей на персонажей может повлиять переводчик. Каждый из них привносит в характер персонажа своё видение. Такая сложная творческая структура позволяет создавать неоднозначных, интересных персонажей, которые могут значительно изменяться от постановки к постановке. Вспомним хрестоматийный пример Гамлета, который может быть представлен перед публикой в самых разных видах, от безвольного мечтателя до маньяка-убийцы.
Персонажи, как вид художественного образа, развиваются не только в сторону психологического усложнения, появляются также новые архетипы и амплуа: безумный учёный в научной фантастике, супергерой в комиксах, последняя девушка в фильмах ужасов, тёмный властелин в фэнтези.
За всю историю мировой культуры человечеством было создано бессчётное количество персонажей. И останавливаться в этом процессе оно не намерено.