Азбука сценического искусства. Р – режиссёр

Режиссёр – творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады. Французское слово regisseur — «заведующий», «управляющий» – произошло от латинского rego — «управляю».

Современный режиссёр – это специалист широкого профиля. Он принимает участие во всех процессах создания произведения, от разработки сценария, составления сметы и рабочего графика, через подбор творческого коллектива, музыки, костюмов и реквизита, репетиции, до монтажа и премьеры. Однако режиссёр и режиссура в современном понимании появились относительно недавно, в конце XIX века.

История постановщиков берёт своё начало ещё в Древней Греции, где в роли дидаскала, организатора театральных постановок, нередко выступал драматург, он же зачастую и главный актёр.  

В эпоху Средневековья и Раннего Возрождения ситуация была похожей – представления организовывал руководитель труппы, который мог быть одновременно и драматургом, и ведущим актёром.

К началу XVI века, когда театральное искусство стало популярно в рядах европейской аристократии и на первый план вышла зрелищность и специальные эффекты, главенство в постановках перехватили оформители – художники, механики и архитекторы. Так при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца за театрализованные представления отвечал никто иной как Леонардо да Винчи.

Картина «Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца)», Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 г.

В период классицизма, с его условными декорациями, триединством времени места и действия, роль руководителя постановки снова отошла к драматургу, который всё ещё мог быть и руководителем труппы, и актёром, как Мольер, например.

В XVIII веке режиссёрские функции отходят к руководителям трупп и ведущим актёрам, а театр начинает двигаться в сторону нашего современного его понимания. Так Фридрих Шрёдер, реформатор Гамбургского театра, а заодно и масонства, ввёл предварительные читки пьес и регулярные репетиции, а Франсуа-Жозеф Тальма в парижском «Театре Революции» начал использовать исторические и этнические костюмы, портретный грим и работать над психологическим образом персонажей.

В середине XIX века начал режиссёрскую деятельность английский актёр Чарльз Кин, который организовал систему устойчивого репертуара, что позволило тщательней готовить спектакли и играть их сотни раз после премьеры, а не десяток, как ранее. Кин прославился дорогостоящими постановками с массовыми сценами и достоверным историческим антуражем. Он использовал материалы с раскопок, а однажды даже выписал из Италии настоящую гондолу для постановки «Венецианского купца». Приблизительно в то же время венским Бургтеатром руководил Генрих Лаубе, чьи постановки хоть и были гораздо более скромными, но отличались высокой культурой речи и сыгранностью актёрского ансамбля, хотя сам он актёром не был.

Портрет Чарльза Кина в образе Гамлета, Сэмюэль Джон Стамп, 1838 г.

Новым словом в театральном искусстве стала реформа Людвига Кронека, проведённая им в Мейнингенском театре в 1866 году. Этот бывший комедийный актёр выдвинул на первый план принципы подчинения всех компонентов спектакля единому замыслу, исторической и бытовой достоверности, точности передачи авторского текста и ансамблевости в работе труппы. Ранее постановки делались под главных актёров, премьеров и примадонн. Задачей было показать их талант, под них подстраивался репертуар и даже переписывались роли, а декорации были условны, так как именно на актёрах было сконцентрировано и внимание публики. Ныне же режиссёр стал главным в театре, он добивался всех вышеозначенных принципов, зачастую отказываясь от услуг именитых актёров. Были введены длительные регулярные репетиции, а для массовых сцен открыли штат статистов. Гастроли Мейнингенского театра по Европе стали в большей степени пропагандой новых принципов, чем способом заработать. Открылись новые театральные площадки с такими же принципами работы: «Свободная сцена» в Берлине, «Независимый театр» в Лондоне, «Свободный театр» в Париже. Руководителя последнего, Андре Антуана, французские историки и считают первым театральным режиссёром нового типа. Он активно экспериментировал и в кинематографе, заставлял актёров отказываться от излишней театральной экспрессии мимики и жестов.

Людвиг Кронек

В 1885 и 1890 годах Мейнингенский театр с большим успехом гастролировал и в России, оказав большое влияние на Станиславского и Немировича-Данченко, которые сделали режиссёра по-настоящему главенствующей фигурой в театре, в то время как в Европе по этому поводу ещё велись дискуссии. Именно они, а также их ученики и ученики учеников, Вахтангов, Мейерхольд, Товстоногов и многие другие, оказали определяющее влияние на режиссуру современного мирового театра и кинематографа, на само современное понимание фигуры режиссёра.

В современных экономических реалиях главенство режиссёра зачастую оспаривается продюсером, то есть спонсором, который может диктовать некоторые условия, в том числе и по отношению к творческой части работы над постановкой, но художественным руководителем, который принимает на себя триумф или тяжесть провала, всё ещё остаётся режиссёр.