Стендап – жанр комедийного искусства, предполагающий сольное выступление артиста с прямым обращением к публике. В данном конкретном случае термин происходит от устаревшего американского жаргонизма stand-up, означающего «надёжный», «проверенный».
Сегодня в рубрике «Азбука сценического искусства» вместо слов «сцена» или «сценарий» расскажем об актуальном и популярном сейчас в России жанре стендап. Большинство из нас прекрасно знает, что он из себя представляет по форме – небольшой юмористический монолог артиста перед живой публикой на злободневные или бытовые темы, проще говоря, о жизни. Но вот с историей мало кто знаком, далеко не все даже знают откуда произошёл сам термин. Рассказываем.
Малые комедийные формы появились в Европе ещё в начале XVIII века. И пусть варьете, водевиль и бурлеск далеки от того, что сегодня называется стендапом, но вырос он всё же из этих непритязательных сценок для не слишком искушённой публики. Предтечей стендапа, как монолога, стал американский писатель и журналист Марк Твен. За несколько лет до издания обессмертившей его имя повести «Приключения Тома Сойера» он впервые поехал в турне по Калифорнии с увлекательными лекциями о путешествии на Гавайи весной 1866 года, которые он читал с присущим ему юмором. Лекции имели большой успех и впоследствии Твен часто колесил с ними по США и Англии, рассказывая уже не о путешествиях, а рассуждая о пороках общества. По форме это были по сути длинные анекдоты. Современные Твену водевильные комики считали его выступления чрезмерно маргинальными. К сожалению, большинство из этих лекций утрачены или даже не записывались. Сложно сказать, оказал ли Марк Твен прямое влияние на будущий стендап, но косвенное наверняка, так как был крайне популярен.
В начале ХХ века в Нью-Йорке стали открываться небольшие уличные клубы, где показывали водевили, бурлеск и различные фарсовые сценки, популярные в среде рабочего класса. В таких клубах начинала свою карьеру впоследствии ставшая всемирно известной благодаря кинематографу комик-группа братьев Маркс. В основе их юмора были пинки, пощёчины и метания тортов, что тоже, конечно, далеко не стендап. Однако один из пяти братьев, Граучо Маркс, изменил структуру построения и подачи шуток в клубных выступлениях – на смену продолжительным анекдотам, простым каламбурам и рифмованным шуткам пришли однострочные шутки, сейчас называемые ванлайнерами, так что смех на его выступлениях стал практически постоянным.
Другую важную деталь будущего жанра породил водевильный конферансье Фрэнк Фей. Он не просто рассказывал анекдоты между актами представлений, он стал импровизировать и общаться с публикой, чего раньше никогда не было. Фей назвал это crowd work – «работой толпы», так как вполне справедливо считал, что публика смешит сама себя, а он только способствует этому. Самый высокооплачиваемый артист водевиля 1920-х годов, Фрэнк Фей был крайне неприятным в общении человеком, алкоголиком, скандалистом, открытым расистом, придерживающимся фашистских политических взглядов, так что к началу Второй Мировой войны он был практически забыт.
В 1930-е годы водевиль в США и мире фактически умер, вытесненный телевидением и кинематографом. Артисты, которые не нашли себе места в кино, на ТВ или радио, перекочевали в ночные клубы, которые контролировались мафией, находящейся в те годы на пике своего могущества. Естественно, что в подобных заведениях творилось всяческое беззаконие, о котором стоило помалкивать. Так в 1940-е годы в жаргоне мафиози появилась приставка stand-up, означающая надёжного человека, который не расскажет посторонним ничего лишнего – stand-up guy, stand-up fighter, stand-up comic. В начале 1950-х годов в результате успешной борьбы правительства с организованной преступностью стендап-комедия вышла из-под контроля мафии и начала выделяться в отдельный сценический жанр, сохранивший название, которое потеряло свой изначальный смысл.
Существенное влияние на формирование стендапа в 1950-х годах оказал Морт Сал. Он привнёс в свои выступления социальную тематику и расслабленную, компанейскую атмосферу. Сал выступал не в строгом костюме, а в кардигане, что тогда было немыслимо, так же как сидеть на барном стуле, а не стоять перед публикой. Его атрибутом была газета, из которой он зачитывал зрителям новости и обсуждал их. По сути он был первым стендапером в современном смысле этого слова. Морт Сал стал первым комиком, попавшим на обложку журнала Time, и оказал влияние на Ленни Брюса, который привнёс в стендап провокационность. Почти каждое выступление Брюса в 1950-1960-х заканчивалось задержанием полицией. В конце концов непристойное поведение на сцене и в жизни привело его к реальному тюремному заключению, во время которого он и скончался, по официальной версии от передозировки наркотиками. Но развитие стандапа в этом направлении было уже не остановить, а все последующие знаменитости, такие как Ричард Прайор, который первым начал курить и материться на сцене, говорить о расизме и сексе, по сути лишь следовали по направлению, обозначенному Мортом Салом и Ленни Брюсом.
1970-1980-е годы дали миру целый ряд великолепных стендап-комиков, многие из которых позже добились успеха в других жанрах. Вуди Аллен, Эдди Мёрфи, Стив Мартин, Робин Уильямс, Джордж Карлин, Билл Косби, Вупи Голдберг и другие. В 1990-е к ним прибавились Джим Керри, Крис Рок, Луи Си Кей, Джерри Сайнфелд. Имена можно перечислять долго, и мы всё равно забудем кого-то важного. Интересно, что американский рынок стендапа перенасытился ещё в середине 1990-х. Комиков стало слишком много, а качество их материала начало падать, многие заведения закрылись.
Под влиянием из бывшей колонии в 1970-х годах стендап появился и в Великобритании, где в то время первую юмористическую скрипку играла телевизионная комик-группа «Монти Пайтон», значение творчества которой для развития мировой комедии сложно недооценить. Тем не менее даже из-под такого колосса на свет выбрались меланхоличный Дилан Моран, лицедействующий Эдди Иззард и едкий Рики Джервейс.
Говоря о стендапе и других юмористических колоссах невозможно не обратить взор на родную Россию, где стендап появился совсем недавно. В роли гиганта здесь был КВН, в который успела поиграть львиная доля сколько-нибудь известных сейчас стендаперов, многие из которых выступали и на сцене Дворца культуры РУТ (МИИТ). Были даже попытки вырастить стендап непосредственно из системы КВН, что делал Сергей Кутергин из Уфы, Феликс Никитин из Казани и московская команда КВН «Улица Максимова», в составе которой выступали Кирилл Сиэтлов и Кирилл Ланской. Но КВН и стендап оказались слишком разными. Никакой школы и системы развития снизу вверх у стендапа долгое время не было. Энтузиасты самоучки учились на западных примерах и литературе, выступали где придётся. У нас в стране он развивался наоборот, сверху вниз. В 2013 году на СТС появилось шоу «Центральный микрофон», а на ТНТ шоу Stand-Up, где собрали лучших самоучек и начали популяризировать жанр. В 2015 году в Москве открылось первое специализированное заведение – Stand-up Club №1 на Новом Арбате. Позже появились и другие места, где молодые комики могли набираться опыта и проверять свой материал. Регионы не сильно отставали от столицы, а местами и перегоняли. Представитель петербургской школы стендапа Игорь Меерсон стал первым русским стендапером, который выступал за рубежом на английском языке, представитель екатеринбургской школы Александр Незлобин первым поехал со своими концертами в США, представитель воронежской школы Руслан Белый является продюсером и ведущим главного на данный момент профильного шоу Stand-Up и организатором «Stand Up Фестиваля» для начинающих комиков.
На данный момент жанр на пике популярности, есть несколько телевизионных шоу и площадки на YouTube. В столице практически каждый день на разных площадках можно смотреть выступления начинающих и уже вполне известных комиков. И пусть отечественный стендап пока ещё скуден формой – редки ванлайнеры, сторителлинг и музыкальный стендап – и подвержен жесткой самоцензуре в виду консервативности общества – шутки о религии или кавказских народах чреваты последствиями – но у него ещё всё впереди.