Азбука сценического искусства. Ш – Шекспир

Шекспир, Уильям (1564 – 1616) – английский драматург, поэт и актёр.

Несмотря на то, что изначально в рубрике «Азбука сценического искусства» не предполагалось использовать фамилий драматургов или актёров, было бы очень странно, если бы на букву «Ш» мы рассказывали о шутах, шпильманах или шапито, а не о самом известном авторе пьес в истории. Он настолько популярен, что рассказать о нём что-то новое не представляется возможным, поэтому мы не станем очередной раз пересказывать биографию и библиографию, а постараемся сосредоточится на интересных фактах вокруг этой личности. А благодаря тому, что достоверных документальных свидетельств о ней осталось не много, интерес с веками не ослабевает.

Известно около 80 различных вариантов написания фамилии Шекспира, вплоть до Shaxberd и откровенных сокращений. При этом достоверными личными подписями считаются лишь шесть и все они поставлены не под драматическими произведениями, а на официальных документах, вроде завещания и закладных на недвижимость. Более того, не сохранилось вообще ни одной рукописи Шекспира.

Подписи Шекспира

Внешность Шекспира тоже известна лишь приблизительно. Все его многочисленные портреты, которые можно увидеть в интернете, это только фантазии на основе гравюры Мартина Друшаута, украшавшей посмертное собрание сочинений автора, так называемое Первое фолио – основу всего шекспироведения. Только об этом изображении осталось письменное свидетельство Бена Джонсона, поэта и драматурга лично знакомого с Шекспиром, который признавал, что данный портрет хорошо передаёт внешность коллеги.

Первое фолио с портретом работы Мартина Друшаута

Шекспир женился в 18 лет на 26-летней дочери фермера Энн Хэтэуэй (как современная актриса, да). По современным меркам ничего особенного, но на начало XVII века, когда средняя продолжительность жизни не превышала 40 лет, разница в возрасте колоссальная. Причём, если мужчина был старше, это ещё было в порядке вещей, а вот обратная ситуация – большая редкость. Обстоятельства брака туманны, но многое объясняет беременность невесты первой дочерью от жениха. При этом с семьёй в родном Стратфорде-на-Эйвоне Шекспир прожил лишь 3 года после брака, с 1582 по 1585, и 3 года перед смертью, с 1613 по 1616. 

Предполагаемое изображение Энн Хэтэуэй работы Натаниэля Керзона (1708 г.) Рисунок на оборотной стороне титульного листа Третьего фолио (1663 г.)

Интересно, что нет вообще никаких упоминаний о Уильяме Шекспире в документах или мемуарах между 1585 и 1592 годами. Предположительно он жил в Лондоне, уже работал в театре и писал пьесы, но всё это только догадки на основе его последующей деятельности.

Вся эта неопределённость привела к возникновению Шекспировского вопроса – проблемы авторства произведений, приписываемых человеку из Стратфорда-на-Эйвоне. Впервые напрямую в этом усомнился американский писатель Джозеф Колман Харт в 1848 году. С тех пор накопилось изрядное количество достаточно убедительных аргументов за эту альтернативную версию, но в этом лагере нет единой версии того, кто же мог подписываться именем Шекспира. На данный момент есть около 80 кандидатов. Вот наиболее известные из них: писатель, учёный и философ Фрэнсис Бэкон, поэт и драматург Кристофер Марло, 17-й граф Оксфорд Эдуард де Вер, 6-й граф Дерби Уильям Стэнли, 5-й граф Ратленд Роджер Меннерс и другие. Существуют и групповые версии. Красочно показывает альтернативный взгляд на авторство Шекспира художественный фильм Роланда Эммериха «Аноним».

Постер фильма «Аноним» (2011 г.)

Антистратфордианские версии аргументированы, но и классическая не остаётся в ответе и именно она считается официальной. К примеру, одним из основных аргументов против авторства самого Шекспира является его знание латыни, французского и итальянского языков, истории и географии других стран, что невероятно для сына перчаточника, никогда не покидавшего Англии. Однако достоверно известно, что Шекспир учил латынь в школе. Он жил в крупном портовом городе Лондоне в среде образованных людей, так что мог общаться с носителями французского или попросить кого-то помочь ему с франкоязычными фрагментами, 95% которых во всём его творчестве приходятся на пьесу «Генрих V». А итальянский и вовсе использован без всякой системы, иногда это просто бессмысленный набор по-итальянски звучащих слов для непритязательной публики. С итальянскими именами тоже много неувязок. В датском «Гамлете» появляется Горацио, в итальянском «Укрощении строптивой» Куртис, а монах Лоренцо из «Ромео и Джульетты» на самом деле Lawrence – Лоуренс. В английском антикатолическом фольклоре того времени существовал такой персонаж как распутный Лоуренс, монах, тайно венчавший влюблённых. Так что итальянского Шекспир не знал, он просто романизировал некоторые имена и фразы, как в песенке из советского мультфильма о капитане Врунгеле: «Мы бандито, гангстерито, мы кастето-пистолето, о-йес. Мы стрелянто, убиванто, украданто то и это, о-йес». Уже упомянутый выше Бен Джонсон считался одним из самых образованных людей своего времени, хотя окончил только три класса школы, не учился ни в каких университетах, занимался самообразованием и критиковал того же Шекспира за несовершенное знание латыни. И никакого Джонсоновского вопроса у учёных не стоит.

«Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы» (1603 г.), предположительно Карел ван Мандер

В зрелых текстах Шекспир практически не использует иностранных вкраплений, он сосредотачивается на родном языке. Его стиль заметно меняется, становится менее академичным и формализированным, а драматические коллизии становятся ярче. Многие считают, что именно Шекспир послужил родоначальником современного английского языка. Как у нас Пушкин. Он выдумал около 1700 новых слов, включая bloodstained (окровавленный), lackluster (тусклый), assassination (убийство), radiance (сияние), eyeball (глазное яблоко) и другие, в том числе около 200 новых оскорблений, комедиографу эпохи Возрождения просто необходимы были необычные оскорбления.

Уильяму Шекспиру приписывается 38 пьес, 154 сонета, 4 поэмы и 3 эпитафии. Причём ничто из этого не указано в объёмном и подробном завещании одного из богатейших на тот момент людей Стратфорда. Вопросов авторского права тогда просто не стояло. Единственный сын Шекспира умер от чумы в 11 лет, четыре внука от дочерей так же умерли в довольно раннем возрасте, поэтому прямых потомков у него очень скоро не осталось.

Полное собрание сочинений Шекспира

Шекспир умер известным драматургом, но не более того. Всего лишь одним из группы авторов елизаветинской эпохи. Среди современников Бен Джонсон был ничуть не менее популярен, а пьесы Джона Флетчера и Фрэнсиса Бомонта пользовались заметно большим успехом. Критика начинает смотреть на Шекспира с восхищением только со второй половины XVIII века. В 1786 году Екатерина II лично перевела его пьесу «Виндзорские насмешницы» на русский язык и её поставили в Эрмитажном театре под названием «Вот каково иметь корзину и белье». Приблизительно с 1800 года за ним закрепляется звание национального английского поэта и драматурга. Его начинают активно ставить за рубежом. А через 100 лет безудержное преклонение перед его недостижимым талантом доводит до того, что Бернард Шоу назвал это явление бардопоклонством.

Сегодня Шекспир общепризнанный гений, самый тиражируемый драматург, пьесы которого не только не сходят с театральных подмостков, но и активно экранизируются в разных форматах. Есть фильмы и сериалы по его пьесам, фильмы о самом Шекспире, о Шекспировском вопросе, есть даже самостоятельные пьесы по мотивам пьес. Шекспиром пропитана вся современная драматургия. Возможно потому что он и правда гений.