Сегодня в рамках рубрики «Азбука сценического искусства» сцену-то мы и покинем, так как уличный театр на то и уличный, что не предполагает её наличия. Здесь даже с этимологии термина не начнёшь, как это обычно делалось, всё и так очевидно: уличный театр – это театр, представления которого проходят не на сцене, а на открытых площадках, на улицах, площадях и в парках.
Уличный театр зачастую воспринимается как явление новое и очень современное. Связано это с тем, что с развитием театра классического он настолько отошёл на второй план, что практически прекратил своё существование, по крайней мере перестал восприниматься как театр, и начал новый виток развития во второй половине ХХ века. На самом же деле уличный театр – это как раз самая ранняя форма театрального искусства, являвшаяся в первобытных обществах частью обрядово-ритуальной деятельности. Тогда ещё не было разделения на актёров и зрителей, да и самих этих понятий тоже. В обряде, он же представление, участвовали все. Эта особенность, связанная с древними ритуалами, до сих пор остаётся самой яркой отличительной чертой уличного театра – зрители не отделены от действия, они вовлекаются в него. Отсюда и другая важная особенность – большое количество импровизации, ведь зритель непредсказуем.
В уличном театре нет никаких условностей классического – нет сцены, нет софитов, никто не заставляет соблюдать тишину, а кроме того, в условиях зачастую обширного пространства, нет и микрофонов, поэтому актёры сталкиваются с дополнительными трудностями и вынуждены играть иначе. Постановка голоса, пластика, жесты, энергетика – всё в уличном театре призвано захватить и удержать внимание зрителя, когда он не обязан этого делать. Поэтому представления уличного театра зачастую похожи на цирковые. Недаром в России развитие современного уличного театра связано с именем знаменитого клоуна Вячеслава Полунина, который в 1987 году в Ленинграде организовал Всесоюзный фестиваль уличных театров, первый фестиваль подобного рода у нас в стране.
Видов уличного театра очень много, что делает строгую классификацию его форм практически невозможной. Его можно разделить на два условных направления, пропагандистское и оппозиционное, что связано, как бы это поначалу ни показалось странным, с формами оплаты. Представление может финансироваться организацией: церковью, администрацией города или цехом ремесленников; либо оплачиваться из карманов зрителей, исключительно по желанию и не фиксировано. Реже встречаются специализированные закрытые площадки с конкретной платой за вход, но это уже отход от основных принципов и сути уличного театра. Также возможна условная оплата, а точнее подарки для зрителей – цветы, конфеты, сувениры – призванные мотивировать их к участию в представлении, но это не определяющий фактор. Пропагандистский вид уличного театра более архаичен, так как кроме прямой цели обрядового действия – удачная охота, урожай, исцеление – всегда была сопутствующая – поддержание авторитета жреца, а позже и светской власти. И когда спустя тысячелетия прямая цель изжила себя, второстепенная заняла её место – подвластный народ надо было развлекать, чтобы он отвлекался от своих проблем и не роптал.
Оппозиционное же направление возникло из представлений бродячих артистов, которые могли показывать всё что угодно на потеху публике, ведь от того, насколько понравится зрителям представление, напрямую зависело благосостояние артистов. Удивительно, что европейские городские карнавалы или, например, празднование Масленицы на Руси, относятся именно к оппозиционному направлению, так как изначально возникали стихийно и как пережиток языческих традиций официальной церковью осуждались. Оппозиционное направление уличного театра через комедию дель арте сыграло важную роль и в становлении классического сценического театра. Этот бродячий итальянский театр хоть и имел сценическое пространство, но по духу был совершенно свободен, взаимодействовал со зрителем и был во многом импровизационным, так что его можно считать некой переходной формой от уличного к сценическому театру.
В 1950-1960-х годах на волне всестороннего развития сценического театра, а также молодёжных европейских революций и движения хиппи к уличному театру вернулся широкий интерес. Во многом этому способствовало и стремительное развитие таких близких уличному театру направлений творческой деятельности как перформанс, хеппенинг и флешмоб. Если коротко говорить об их отличиях от уличного театра и друг от друга, то перформанс – это творческое действие с участием художника по заготовленному сценарию; хеппенинг – отличается тем, что художник придумывает действие, но не контролирует его; а флешмоб – это заранее спланированная, но не репетируемая массовая акция, в которой может принять участие любой желающий.
Впервые уличный театр официально был признан частью общемирового театрального движения в 1969 году на Международном театральном фестивале в Авиньоне. Сегодня представления уличных театров можно увидеть по всему миру, у него есть собственные фестивали, он является частью более традиционных, а точнее привычных театральных смотров и конкурсов. Потому что всё новое – это хорошо забытое старое.