Занавес – элемент одежды сцены, отделяющий её от зрительного зала.
Приведённая здесь характеристика понятна и общеизвестна, но, что некоторых может удивить, это не единственное качество, в котором может выступать занавес. И возможно даже не первоначальное. Существует мнение, что наиболее архаическая функция занавеса – обезличенный персонаж, метафорическое действующее лицо, образ непреодолимой силы или судьбы. Так, например, в индийском театре катхакали один из ключевых персонажей «Рамаяны» демон Равана вполне прямолинейно сражается с занавесом. В современном русском театре наиболее известен вязаный занавес, созданный театральным художником Давидом Боровским для знаменитой постановки Юрия Любимова пьесы «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. Занавес играл в спектакле некое «крыло судьбы», образ времени, вечности, энтропии.
Второе качество занавеса, которое не сразу вспоминается – это элемент декорации, с которым взаимодействуют актёры. В этом виде занавес часто применялся в комедии дель арте. Так как это был по сути уличный театр, занавес был практически лишён своей разделяющий сцену и зрителей функции. За ним, например, мог прятаться от других персонажей, но не от зрителей, Арлекин, подслушивая их и строя козни. Подобным образом его использовали в некоторых своих пьесах Уильям Шекспир и основоположник испанской национальной драматургии Лопе де Вега. Известна и более современная игровая сценография, к примеру, знаменитый спектакль «Принцесса Турандот» (1922), последняя прижизненная постановка Евгения Вахтангова в декорациях Игнатия Нивинского.
Однако наиболее применим занавес, конечно же в своём самом известном качестве – разделителя сцены и зрительного зала. Эту функцию он начал выполнять со времён Древнего Рима, где он назывался «греческим», хотя в самой Греции никогда не использовался. Овидий в «Метаморфозах» и Вергилий в «Георгиках» упоминают о занавесе (aulaeum), который перед началом представления убирался в специальное углубление на краю сцены, а в конце представления поднимался.
С появлением уличного театра в Средние века граница между зрителями и сценой практически перестала существовать, так что в разделяющем качестве занавес вновь появился в придворном итальянском театре XVI века. Неотъемлемым элементом оформления сцены занавес стал с появлением в XVII веке общественных театральных зданий. Вскоре занавес перестал быть чисто утилитарным куском материи, скрывающим от зрителей театральную «кухню», и приобрёл дополнительное эстетическое значение – стал изготавливаться из дорогой ткани и украшаться эмблемой театра или гербом города. Наконец он стал настолько привычной частью театра, что спектакли стало принято заканчивать словом «Занавес». Впоследствии появились живописные занавесы с композициями на обобщённые мифологические темы или занавесы, оформленные под конкретные спектакли. К началу XX века к их оформлению стало модно привлекать известных художников. Авторами театральных занавесей и декораций были Михаил Врубель, Лев Бакст, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Михаил Ларионов с супругой Натальей Гончаровой и другие.
Сейчас известно более десяти различных типов театральных занавесов. Наиболее известные из них: антрактно-раздвижной (или греческий) – занавес из двух половин, которые синхронно раздвигаются из центра сцены к порталам; подъёмно-опускной (или немецкий) – цельное полотно, которое поднимается вместе с несущей балкой; итальянский (или императорский) – полотно из двух половин, которые поднимаются к верхним углам просцениума.
Все мы замечали, что занавес чаще всего красный или бордовый. Эта традиция идёт ещё со времён первых итальянских опер, но дело не только в традиции. В XVIII веке на некоторое время становятся популярны синие и зелёные занавесы. Однако освещение театров становилось всё лучше и лучше, и актёры стали замечать, что холодные оттенки делают их лица бледней, а красные оживляют, поэтому красный цвет вернул себе доминирующую позицию. А уже современные учёные выяснили, что красный цвет – первый, который человеческое зрение теряет в условиях слабого освещения. Таким образом красный цвет занавеса и сидений усиливают темноту зала и позволяют легче погрузиться в происходящее на сцене.
В наше время театр уже сложно представить без занавеса. Его образ сразу ассоциируется с самим понятием театра. Но некоторые театры намерено отказываются от него исходя из своей концепции или по художественным соображениям режиссёра конкретной постановки. Так, например, занавес отсутствует в московском «Современнике». А у нас, во Дворце культуры Российского университета транспорта вполне классический греческий занавес. И несколько вариантов одежды сцены, которые можно заказывать на мероприятия.