Арт-кластер – это несколько мастерских, предприятий, офисов, магазинов, кафе, объединённых в общем пространстве и занятых в сфере креативных индустрий. Понятие креативной или культурной индустрии возникло в конце 40-х годов ХХ века в среде философов и социологов, которых позже назовут Франкфуртской школой. Представители данного направления неомарксизма резко критиковали массовую культуру и развитие индустриализации искусства, считая, что это нивелирует ценность и уникальность произведений искусства.
Первые лофт-пространства, а позже арт-кластеры появились на бывших промышленных площадках в 50-е годы ХХ века в Нью-Йорке. Выбор промзон связан с тем, что у творческой молодёжи просто не было денег на аренду специализированных студий. Известный художник Энди Уорхол задал моду на подобные пространства, открыв в 1962 году свою студию в цехе бывшей фабрики на Манхэттене, которую так и назвал – «Фабрика». Это место, несмотря на последующие переезды, стало прибежищем богемы, территорией свободы творчества и вольных нравов. А настоящий бум на арт-пространства в Европе и США начался в 70-80-х годах, когда в ответ на экономический и социальный кризис промышленность начала эмигрировать в страны с дешёвой рабочей силой и помещения заводов и фабрик начали пустовать. Владельцам выгоднее было сдать их за малые деньги, нежели не получать вовсе ничего.
Со временем соседствующие кластеры начали объединяться в арт-кварталы, а то и целые креативные города, такие как английский Хаддерсфилд. Во второй половине 90-х годов правительство Великобритании, осознавая значимость подобных пространств для экономики, туризма и культурного развития общества, взяло курс на креативную, постиндустриальную экономику. Приблизительно в это же время данное явление широко распространяется в Азии. В Китае создание арт-кластеров часто инициировалось государством или муниципалитетом. Понятие креативных индустрий там стало включать в себя рекламу и мультимедиа, спорт, туризм и даже консалтинговые услуги.
В Россию арт-пространства пришли во второй половине 00-х. У нас они до сих пор рассматриваются в первую очередь как выставочные площадки и сообщества современных художников, в меньшей степени считаясь производственными центрами. Это связано в том числе и с тем, что в России доля отраслей, базирующихся на авторском праве, одна из самых низких в числе развитых стран. Показательно то, что первый в России крупный арт-кластер, «ARTPLAY – Центр Дизайна», за первый год функционирования собравший на 10 000 кв.м. около 50 организаций архитектурно-дизайнерского направления, а также кафе и рестораны, был вынужден покинуть своё первое здание, так как владельцы решили построить стандартный бизнес-центр. Надо ли говорить, что сегодня это одно из самых модных мест Москвы, наряду с появившимися позже «Винзаводом», «Флаконом» и другими?
Сегодня арт-кластеры осваивают новые пространства, пустующих заводов и фабрик в городах не всегда хватает и в ход идут вокзалы, аэропорты, парки, набережные, а также университеты. В России арт-кластеров при университетах не так много. Можно назвать Центр современной культуры в УрФУ (Екатеринбург) или кластер Art&Science в Университете ИТМО (Санкт-Петербург). И это всё же арт-кластеры при университетах, созданные для студентов, а не свободные сообщества художников. Таким образом арт-кластер «Дом художника» при нашем Дворце культуры Российского университета транспорта и вовсе уникален в своём роде. Мало того, что он находится в ДК, это ещё и арт-кластер именно в первоначальном понимании – пространство свободной современной культуры. Наш арт-кластер заново откроется, как только жизнь войдёт в нормальное русло.