«Дебют». Второй день

Обзор концертов первого дня можно посмотреть в предыдущем материале. Да, я видел не все концерты, пропустил два утренних 18 и 19 октября, но впечатление в целом сложилось.

ИМТК, «Время – это движение»

ИМТК – маленький институт, но количество творчески активных студентов в нём потихонечку растёт, что не скажешь о зрительской поддержке. Часто бывает, что невыдающиеся номера получают высокие баллы за энергетику, а она растёт по экспоненте, когда есть подпитка от зала. Так вышло и на этом концерте ИМТК. Идущие одним блоком рэп о РУТ и танец под «Быстро» Slava Marlow & Morgenshtern не блистали ни вокальной техникой, ни хореографией, ни текстом: «Я вышел и меня понесло ветром по наклонной, но не вниз, а вверх». Зато бомбанули эмоциями. При этом песня поначалу хромала, даже слова забывались, но зрители вовремя поддержали, парни на сцене раскрепостились и под конец уже явно не хотели останавливаться. Вот так и работает человеческий энергообмен.

Позитивную динамику развития творческой жизни ИМТК характеризует так же наличие понятной концепции сценария, выраженной в названии. Раньше это были просто наборы номеров. Сейчас же между ними есть связки. Они не идеальны, а порой просто непонятны, но они есть. Например, переход от войны сразу к рок-н-роллу буквально в одной рифмованной фразе – это то ли смешно, то ли смехотворно. Приглашение взглянуть на современную жизнь под песню с Евровидения-2012 Euphoria после танца под «Быстро» уже не просто обрезает временную линию, а обращает её вспять.

В однозначно позитивные моменты можно записать работу с визуальной составляющей сольной песни The Big Bang и финального танца, которые в паре составили, как бы я его назвал, световой блок. Именно свет и простая белая ткань создали этим номерам настроение. И обязательно надо похвались само желание студентов ИМТК выступать на сцене и делать что-то сверх собственных возможностей, выходить за границы зоны комфорта, как не так давно модно было говорить по любому поводу. Когда явно не занимающиеся танцами ребята в номере «Стиляги» делают сложные элементы и поддержки, даже их падение не хочется зачислять в ошибки и минусы, это наоборот выглядит демонстрацией старания и смелости. За это спасибо.

Комментарии членов жюри:
Кристине Абдурахимовой в глаза бросились эмоции, а точнее их отсутствие. Особенно это касается танца стиляг. Она похвалила за энергию парня, танцевавшего под Марлоу и Моргена, назвала его вторым Лёшей Буничем, пусть даже первокурсники не знают, кто это такой.
Екатерине Емельяновой понравился танец «Баядерка», рэперы и финальный танец: «В конце просто убили. Позитивом».
Наталья Дудина говорила о том, что первая часть концерта смотрелась так, как будто ребят заставили, как будто они на работе или исполняют долг перед родиной. Нужно было добавить эмоций. Покритиковала военную постановку за отсутствие аутентичности, то есть за несоответствие времени в причёсках, элементах костюмов и за примитивный реквизит. От себя здесь замечу, что у одного из парней даже спадали штаны, не успел застегнуться. Всё это не просто ломает атмосферу, а опошляет её.
Андрей Кирьяков заметил, что декоративные часы на авансцене сильно мешали. И по военной тематике порекомендовал не брать тему ради темы. Это всё равно не сработает, если не сделать номер достойно. Согласился, что блок с рэпом и танцем крут энергетикой, хотя они оба были показаны не без косяков. По поводу финального номера посоветовал ещё поиграть с эффектами, светом и цветом, сделать его более вкусным.
Евгений Думбровский коротко согласился со всеми членами жюри и добавил, что сильно смеялся, услышав переход от войны к рок-н-роллу, что на самом деле грустно.


ИТТСУ, «Сквозь время»

Сценарий отличался от большинства других тем, что в нём не было попытки показать все 125 лет истории Российского университета транспорта. Авторы сосредоточились на трёх точках временной шкалы: основание вуза, наши дни, золотой век МИИТ – строительство БАМа. То есть относительно главных героев это было прошлое, настоящее и будущее, так как действие началось именно с БАМа и находки героями некого чудесного камня, который перемещал их во времени. Это позволило не распылять силы и не высасывать номера из пальца, обойтись без войны и рок-н-ролла, которые многих подвели.

Если говорить о запомнившихся мне номерах, то рэп о РУТ проиграл энергетикой аналогичному номеру ИМТК, но выиграл текстом. Танец с зонтиками не был сложным, но смотрелся хорошо отработанным, лёгким и романтичным, а также здорово был принят залом. «Сансара», как финальный номер, подходила по тематике связи времён, но совершенно не попала по настроению и подаче, о чём много говорили на разборе члены жюри.

Хотелось бы упомянуть моменты, которые судьями отмечены не были. В первую очередь инструментальный номер, развалившийся буквально на глазах с первых же нот, когда барабанщица сразу убежала вперёд по ритму. Никого не хочу обидеть, но я упоминаю именно его, потому что он, пожалуй, был самым сырым из всех, что я видел за два дня. Но я видел не всё, так что могу ошибаться.
И ещё вставлю свои пять копеек о расхваленном Юрии Шумилове. Он сыграл одного из главных героев, пел и танцевал, подкупал напором, харизмой и энергетикой, но ни в одном из жанров не хватал звёзд с неба. Это «Дебют», так и должно быть, но лично мне показалось, что его было многовато. Не призываю сдерживать ничьи порывы, но можно их аккуратно направлять.

Комментарии членов жюри:
Кристина Абдурахимова сразу о нескольких номерах, заявленных как танцевальные, сказала, что ей не хватило хореографии. В какой-то момент настолько углубилась в специальную терминологию, что даже оргкомитет начал смеяться по поводу того, что этих слов никто не понимает. «Сансара – это не финал» (прим. автора: как много в этом подтекста).
Екатерина Емельянова согласилась, что «Сансару» так не поют, с приплясываниями. Очень обидно ей за финалку. Зато понравилась задумка с переходами во времени под песню «Прекрасное далёко». «Авторская песня «С тобой» – такая чувственная песня и такое бесчувственное исполнение».
Наталья Дудина похвалила работу массовки и переходы между номерами, а также баяниста, который не сдавал экзамены, как часто делают воспитанники музыкальных школ на сцене, а давал эмоцию. Ей тоже не хватило настроения в «Сансаре». Посчитала, что для недавно собранного под конкретную задачу коллектива танец «Чибатуха» очень даже получился.
Андрей Кирьяков поздравил режиссёрскую группу с новым набором, но в то же время выразил мнение, что новички очень ведомые и не проявляли собственных желаний, как ему показалось. При этом он не обвинял в этом первокурсников, а скорее их наставников. Поделился впечатлением, что как будто бы смотрел концерт три года назад, немножко отдавало нафталином. «Но что бы я не говорил, баянист всё равно лучший».
Евгений Думбровский сразу предупредил, что за многие годы ИТТСУ приучил всех к празднику. И именно его он сегодня ждал, но не получил. Тоже отметил, что это не вина перваков. Выразил надежду, что к весне новый состав жахнет. «А пока – твёрдое выступление, но без разрыва башки, уж простите».

И тут вдруг началось! Режиссёр многих университетских мероприятий Ольга Елисеева добавила слова о космических энергиях, работающих в творчестве. Предупредила, что с ними надо быть очень внимательными и не уходить под «Прекрасное далёко» в прошлое.
Вслед за ней Вероника Заремба настолько эмоционально поддержала ребят, что у многих навернулись слёзы, даже у парней. Если вкратце выразить её посыл, то всего лишь за неделю эти ребята из незаметных людей стали настоящими артистами, сверхновыми звёздами, взрыва которых дальний космос пока ещё не заметил, но скоро заметит.

Эти речи и эмоциональная реакция молодых артистов неожиданно стали знаковым завершением фестиваля «Дебют». Концовки лучше произошедшей я не сочиню. Мы все, и жюри, и артисты, и их кураторы, и сторонние наблюдатели очередной раз осознали, что всё это делается не просто так, что всем нам это важно. Я даже пожалел, что пропустил два концерта. Наверстаю на «галке». Приходите во Дворец культуры 28 октября в 18:30. Из горстки конфеток наверняка опять соберут торт.

С уважением, Андрей Козлов