Сразу попрошу прощения у тех, кто хотел бы видеть мои рецензии на постановки фестиваля студенческого творчества «Дебют», но не увидит, и у тех, кто не хотел бы видеть, но увидит. В этом году по разным причинам получилось посмотреть только половину отборочных представлений. Также выражаю благодарность тем активистам и институтам, которые звали и просили написать отзыв.
В этом году тема фестиваля приурочена к году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, звучит так: «Культура — наше единство». Это по мою душу, я дипломированный культуролог. Но судил не я, коллегия состояла из Андрея Кирьякова, Вардуи Геворгян, Валерии Кашляевой и Валерии Сидоровой. Именно в таком порядке они и озвучивали свои впечатления на традиционных разборах полётов после представлений.
Юридический институт, «Отель “Союз”»
Простое, но в то же время удивительным образом атмосферное оформление сцены – чёрный кабинет, несколько столов и стульев, обозначающие холл отеля, вывеска «Союз» из лампочек, шрифтом напоминающая «Союзмультфильм». Почти все члены жюри отметили, что оформление удачное, даже вызывающее мурашки.
Понятная завязка и экспозиция – ведущая, по совместительству хозяйка отеля, сообщила, что перед нами гостиница для творческих людей. На сцене присутствовали поэт, художник и певица. Действие началось с музы, точнее с её ухода. Уход был оформлен в виде достойного бального танца, несколько затянутого по мнению Андрея Кирьякова и недостаточно резкого по словам Валерии Сидоровой.
После этого поэт читал стихотворение о своём кризисе – не хватило акцентов, зрители не сразу поняли, когда номер закончился и пришла пора аплодировать. Танцевальный номер «Адьос» обозначал ту же проблему у художника. Удачный танец, и зал подхлопал, и члены жюри его отметили за хореографию и органичное участие самого художника. Тот случай, когда постановка доступно передаёт мысль и посыл, так что объясняющие слова после неё нужны скорее для плавного перехода, чем для пояснений. С третьим персонажем, певицей, как я выше её обозначил, всё было не так очевидно. По вводной части нельзя было с уверенностью сказать кто она, музыкант, педагог или ученица, прояснилось это только впоследствии. Она критиковала коротенький инструментальный номер, который сложно было воспринять в таком качестве, что и отметили после концерта члены жюри – слишком коротко и тихо, можно было подзвучить рояль.
Здесь я делаю новый абзац, так как акцент действия поменялся, трое героев начали поддерживать друг друга и находить удачные моменты в произведениях коллег, однако на сцене это произошло почти мгновенно, без перерыва, естественным образом вписалось в канву происходящего. Из всего этого плавно выросла песня «Всё, что в жизни есть у меня», после которого певицу уже можно было смело называть именно певицей. Неплохой сольный вокал, который чуть позже был дополнен небольшим поющим коллективом, частично до улыбки неуклюжим на сцене, но это «Дебют». Судейская коллегия хвалила номер за его полноту и работу всех персонажей на сцене. То же касалось последующей позже песни «Замечательный сосед». Да, главная вокалистка Милена готова не ко всему, она и сама это признавала на разборе, но в целом похвалы достойна.
А больше всех жюри на разборе хвалило художника за его авторское слово о творчестве и культуре, прямо вот дифирамбы все пели, а коллеги-артисты много и громко хлопали. К тексту претензий нет, молодец, а вот исполнение лично меня не сильно впечатлило, уж простите. Кроме того, что помешало именно его сделать поэтом, а поэта художником? Только то, что в сценарии было два стихотворения и их надо было поделить по-честному? Сомнительное решение.
Вообще именно к сценарию возникает самый большой вопрос. При том, что в нём была хорошая концепция, понятная форма и до поры логическое развитие, в какой-то совершенно неожиданный момент после весёлой песни о замечательном соседе вдруг случился неоправданный слом на грусть-тоску с уходом в не самую весёлую концовку. Оказывается, всё это было в прошлом, а ныне отель заброшен и забыт. Зачем? Хотелось как-то оправдать лирическо-ностальгическую финальную песню «Эхо любви»? Хорошо, понимаю, она вполне удалась, но над переходом всё же надо было подумать ещё, а то получилось будто зрителей ни за что ни про что скинули в яму уныния, как слабых и некрасивых спартанцев.
А сам финальный номер, повторюсь, вполне ничего. И все члены жюри это отметили. Им понравилось, что в нём ведущая представила всех участников представления. А я придерусь, что представила только по именам, без фамилий. Это не заняло бы много времени, а институт должен знать своих героев полностью.
Подытожим. У юристов удалась атмосфера, концепция и пусть не до самого конца, но логичный сценарий. Массовые номера отличились хорошей постановкой. Звёздочками стали художник и певица. Жюри в целом понравилось. Не только у некоторых из них проскальзывали мурашки, у кого-то из зрителей тоже, я подслушал.
Институт транспортной техники и систем управления, «Между нами»
Строители сразу окунули зал в атмосферу своего представления. Можно даже сказать закинули – бултых – и все там. Завязка такая: институт готовился к «Дебюту», но разделился на две противоборствующие группы, белых и синих. Между ними двое влюблённых, так уж нужно по сюжету. Комментировала действие ведущая Александра. Минималистичные декорации: чёрный кабинет, обозначение локаций и номеров на экране, прямоугольники лавок, стульев, столбов с соответствующими надписями на них – «лавка», «стул», «столб». Всё это в бело-голубой гамме гжели. За перемещение декораций отвечала группа парней и девушек в белых комбинезонах. Андрей Кирьяков назвал их миньонами, а Валерия Кашляева коронавирусными пацанами и девчонками.
Номер-открытие сразу задал масштаб – очень много народу, настолько много, что о синхронности говорить уже не приходилось. Однако глаз за это зацепился только в первом номере, дальше всю технику затмила собой энергетика и сюжет. А по сюжету девушка по секрету рассказывает своему парню из конкурирующей команды свою концепцию концерта – двуцветную гжель с простыми декорациями. Ну то есть вы поняли, сюжет о сюжете, концепция о концепции – неплохой ход. А на собрании своей группы парень узнаёт, что у них такой же сюжет. Конечно же, боится, что девушка обвинит его в подлости. И по законам драматургии так и происходит. Но заканчивается всё хорошо, воссоединением пары и примирением конфликтующих сторон. Просто? Просто. Работает? Абсолютно. Работает так, что сложно говорить про отдельные номера. Жюри на разборе это удавалось с трудом. Сюжет заставлял не отвлекаться на небольшие технические ошибки. Постановочные задумки и интерлюдии разукрашивали простую сюжетную магистраль. Комическая ругань ведущей с миньонами, слом ею условной стены на сцене, обыгрывание её андрогинности кубиками букв – всё это здорово. Юморочек и внутрячки тоже накидывали баллов в неофициальной таблице подсчёта чувств: «Если вы что-то ещё не так сделаете, я отправлю вас на монтаж и демонтаж студенческой весны!»
Без минусов не обошлось. Слишком уж затянулось примирение. Главные герои воссоединились буквально в одном номере. В другом враждующие кланы устроили баттл, а в следующем помирились. А потом было ещё два номера с сольным вокалом до финалки. По сути лишние, сюжет уже не двигался, возможности всех артистов были уже показаны к тому времени. Может докручивали по хронометражу, но вроде бы нет такого жёсткого требования по регламенту. Валерия Сидорова обратила внимание на однообразие хореографии. Даже в номере «Люли-люли», от которого ожидалась пусть не аутентичная народность, она была не нужна в данной концепции, но хотя бы какое-то разнообразие. Вардуи Геворгян посетовала на порой грязноватый вокал, может микрофоны не отстроили, может тональности не те взяли, но результат такой. От себя добавлю, что в песне «Включите свет» текст было не разобрать, крайне невнятно спето. Финальная песня «Близкие люди» подходила по теме и сюжету, но Господи, как же она заезжена предыдущими годами различных творческих мероприятий РУТ (МИИТ).
В концовке повторю, что все хореографические и вокальные минусы были буквально поглощены шекспировским сюжетом и свежей, молодёжной, весенней какой-то энергетикой студентов-первокурсников. Можно было ожидать, что концепция гжели будет каким-то нафталином, но этого запаха совершенно не чувствовалось.
Закончим обзор концертов первого дня ещё одной шуточной фразой из концерта ИТТСУ: «Ну, как говорят экономисты России, дальше будет интересно».
Институт управления и цифровых технологий, «Культура личности»
Можно констатировать, что в этом году «Дебют» стал фестивалем простых и понятных концепций. ИУЦТ тоже не стал изобретать пятиколёсный велосипед и сделал следующее. Телешоу, которое смотрит семейная пара у телевизора. Пара, Люба и Толя, с разных концов сцены – он у телека в кресле, она что-то готовит на кухне. На экране, который и живая сцена, и собственно экран на ней, демонстрируется шоу, где есть ведущий, массовка телезрителей, которые на всё происходящее живо реагируют, операторы с камерами и конечно же номера программы. У операторов на первый взгляд декоративные камеры, но за ненастоящими камерами были скрыты настоящие, которые работали и выдавали картинку на экран в режиме онлайн. То есть был ещё и режиссёр трансляции. Студенческими силами такое делается впервые в РУТ (МИИТ). Толя и Люба комментируют происходящее на экране/сцене. На самом деле заметно больше Толя, а Любы маловато было, что подтвердила на разборе Валерия Сидорова.
Так же на разборе многие хвалили дефиле, мерч, программу, рекламную кампанию и прочие сопутствующие концерту элементы полноценного мероприятия. Валерия Кашляева даже позвонила на громкой связи по указанному в программке номеру телефона, где ей ответила запись голоса Любы. Вот до чего техника дошла, прокомментировала Вардуи Геворгян.
Вообще, что касается разбора жюри, тут надо отдельный абзац делать. А длинную речь Андрея Кирьякова хоть всю цитируй. Впервые было многое. Впервые член жюри озвучил все свои оценки. Впервые у Андрея там были сплошь максимумы. Впервые член жюри не сдержался и ругнулся матом от восторга. Естественно это произвело позитивный фурор. Да и все члены жюри были в максимальном восторге, говорили долго и в основном повторяли положительные оценки друг за другом. Организаторы, Вероника Заремба и Татьяна Коноплёва, отдельно похвалили режиссёрско-постановочную группу, которая не просто выполнила все рекомендации редактуры, а сделала даже лучше, чем ожидалось. Татьяна Коноплёва сказала, что они впервые в этом году что-то говорят институтам на разборе, но это не так, я же слежу, в первый день они обе обращались ещё к ИТТСУ. Вот что делают эмоции – отключают память, а могут ещё и трезвый ум затуманить. Лично у меня таких эмоций концерт не вызвал, так что, господа ИУЦТушники, послушали полчаса дифирамбов и аплодисментов, теперь навострите уши на выжимку редкой критики жюри и моего субъективного мнения.
Условно татарский танец был именно что условно татарским. О недостаточной народности этого номера говорила и Валерия Сидорова. Раз уж заявлена простая концепция набора разных национальных номеров, то следовало ей соответствовать. Либо порой нагло не соответствовать, как было с донскими казаками, которые неожиданно оказались рок-группой. Технику танца я бы тоже не назвал чистой.
Та же рок-группа тоже не была идеальной. Очевидно сбивающийся клавишник, который зачем-то ещё выходил подпрыгивать и подколбашиваться, когда у него не было партий – немножечко рокдетсад. Но костюмы удачные. И за живяк всегда респект, тем более когда ещё и девчонки играют.
Странная подвязка стихами Пушкина к номеру «Улетай на крыльях ветра». Ведущий сам сказал, что они тут ни при чём. Тогда зачем? А номер, костюм и голос очень красивые. Голос красивый, но композиция для Эльвиры пока что сложная. Вот и Вардуи Геворгян предположила, что ей не хватило основы при исполнении.
Стендап, к которому так добр был не любитель этого жанра Андрей Кирьяков, мне вообще не зашёл. Мало шуток, в основном подмечалки, да и те порой надуманные. Шутка – это не просто заметка или забавный факт – это конкретная текстовая конструкция. И у Толи этих конструкций фактически не было. Да и соответствующая стендапу подача – это не расслабон, это определённая актёрская работа. Но справедливости ради на контрасте с песнями и танцами на зал номер сработал.
Не все ошибки можно записать в минусы. Например, падение в танце «Ах вы сени, мои сени» за минус не считается, с чем согласны и члены жюри. Валерия Сидорова и вовсе заждалась народного танца и была счастлива, аж подпрыгивала и в зале, и на разборе.
И о концовке. Судейской коллегии она однозначно понравилась. Вардуи Геворгян назвала её неординарной. Авторская песня с живыми инструментами в качестве финалки это правда редкость, требующая ещё и определённой смелости. Да, было красиво со всеми этими фонариками на сцене и в зале, массово и полностью соответствующе теме. Но. У меня такое огромное «НО» костью в горле застряло. Это же беспардонная, махровая, прямолинейная до вектора, пропагандистская до уровня BBC или газеты «Правда», короче, жуткая партийная агитка. Тем более нелепо это смотрится от рокеров. А ведь сцене ДК МИИТ в своё время выступали Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев, на тот момент ещё не в классических своих красно-чёрных тонах, в которые была одета и группа на сцене. Если хоть кто-то из них был бы мёртв, он бы в гробу переворачивался. Нет, я понимаю, что есть тема фестиваля и ТЗ на песню, но можно же было по-человечески, творчески к этому подойти. Получалось же нормально весь концерт. И такая концовка… Давайте ещё положение о проведении фестиваля в следующий раз речитативом под бит прочитаем.
Я вдруг понял, что всё это удар по одной голове – автора текста. Уж прости и держи этот удар, бро. И пусть поддержат тебя твои соратники в этом бою, которые данный текст утвердили.
Это вам просто в качестве холодного душа. На самом деле это правда был хороший концерт, один из лучших и возможно лучший. Спасибо за отдельное приглашение. Просто помните, кто высоко взлетает, тот потом больно падает. Будьте готовы к неожиданностям, несмотря на то, что многие в комнате жюри понимающе усмехнулись после фразы: «Мы не знаем, кто победит». Тем не менее, когда я это пишу, в голове у меня проигрывается «Якутяночка».
Академия водного транспорта, «Книга времени»
Академия водного транспорта относительно небольшое подразделение РУТ, так что толпу зрителей никто и не ждал, но их оказалось достаточно много. Настолько, что и жюри на разборе это отметило. А ведь из АВТ с Коломенской ехать.
Вновь на сцене декорационный минимализм: чёрный кабинет, экран, стол да пара стульев, когда необходимо. Главные герои, два парня и две девушки, поспорили об истории и при помощи волшебной книги внезапно перенеслись в Древнюю Русь, с чего и началось их путешествие по временам и эпохам. Книга попадает в руки исторических персонажей и наши попаданцы за возвращение чудесного предмета помогают им решать разные вопросы. Князю Владимиру советуют принимать христианство, императрице Екатерине II, хотя со сцены имя так и не назвали, дать вольность дворянам, Маяковскому помогают дописать стихотворение «Послушайте!» Просто. Но концепция всё же сложнее, чем у других институтов, которые я видел.
Декорации и эпохи сменяются просто затемнением. Кстати, декорации Древней Руси, дом и траву с деревом, можно было и не делать, учитывая то, что другие эпохи обозначались только экраном. Это бы попало в общую тенденцию фестиваля и не смотрелось бы проигрышно. Андрею Кирьякову не хватило динамики, по его мнению было многовато пауз между номерами. Это правда.
Номеров было не много и не все они казались идеальными, но есть что взять в гала-концерт. В первую очередь отмеченный всеми членами жюри бал у императрицы. Она сама хорошо исполнила песню из мультфильма «Анастасия», несмотря на то, что не сработал микрофон и жюри попросило начать номер заново. Попросило именно потому что и без микрофона было слышно хороший голос и захотелось его по достоинству оценить. Валерия Сидорова отметила сопутствующий песне вальс, особенно молодого человека, который хорошо вёл партнёршу.
Во вторую очередь «галки» достоин актёр, сыгравший Маяковского, который неплохо снял своего персонажа в интонациях. Режиссёрская группа интересно придумала, что он поспорил с публикой о поэзии. Правда попаданцы сперва неправильно дописали ему стихотворение, но кажется это было по сценарию.
Никто не отметил девушку в чёрном из главных героев, а она, пожалуй, лучше всех сыграла свою роль – открытая, приятная такая, игровая, как говорится.
Никто бы не поверил, если бы я сказал, что минусов не было. Конечно маленький АВТ проигрывает массой. Тупо количеством задействованных людей. История показывает, что маленькие институты могут расти. Но сейчас в этом моменте было поражение. Да, были неопытные, скромные, не готовые к большому залу люди. Не страшно – такого мы тоже видели тысячу раз за 125 лет. Но это нужно озвучить: дикие паузы, неуверенность, полуномера, плохо написанный сценарий. Видно, что его не штурмили. А это простейший способ написания. Князь тупо взял и поверил, что христианство лучшее? Без аргументов? Хотя бы одним предложением, которое можно найти в каждой книжке по истории. Ну ребят… Не верю! Не верю происходящему, как человек, который очень любит фантастику и чудеса. Всё должно быть логически оправдано и прописано. Как писал Толкин, легко придумать зелёное солнце, сложно придумать мир, в котором оно будет естественным. Поняли? В вашем случае вместо солнца волшебная книжка и реальная история. Маяковский и Высоцкий жили в разные времена, не надо их смешивать. Манифест о вольности дворянства подписал Пётр III. А Владимир Красно Солнышко не мог носить шапку своего правнука Владимира Мономаха.
И концовка, которая сначала впрыснула в душу фейерверком, а спустя секунды опустила на землю пониманием того, что ребята поют под плюс. Эх. Мы тут за живое, по регламенту и по желанию. Тем не менее, спасибо за верно подмеченную Вардуи Геворгян душевность и милоту представления. Это всё живое и настоящее, не перешедшее пока на рельсы выстроенных выступлений других институтов, которым помогают опытные старшаки, такие же неуклюжие пару лет назад. Вливайтесь, господа водники, вливайтесь.
Вот в таком ровно вдвое усечённом виде предстал передо мной фестиваль «Дебют» в этом году. Сложно делать выводы на основе половины всех концертов, но есть ощущение, что фестиваль удался. В очередной раз для наших новых юных друзей хочу сказать, что цель этих обзоров не в негативной критике. Я всего лишь стараюсь показать вам дополнительную точку зрения на происходящее, указать на ошибки, чтобы от них в следующий раз можно было избавиться. Сам я очень некомфортно чувствую себя на сцене и потому безмерно уважаю всех, кто находит в себе силы на неё вступить.
С уважением, Андрей Козлов