Чем глубже мы погружаемся в рубрику «ДК Москвы», тем с большим удивлением выясняем, что почти все значительные дома и дворцы культуры тем или иным образом связаны с транспортной отраслью. Вот и Дом культуры имени Русакова, расположенный по адресу ул. Старомынка, д. 6, был построен в 1929 году для рабочих Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских.
Автором проекта и архитектором здания выступил один из лидеров советской авангардной архитектуры и будущий заслуженный архитектор РСФСР Константин Мельников. Среди наиболее известных его произведений Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, саркофаг для Мавзолея Ленина, собственный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке, а также несколько гаражей и ДК Москвы, первым из которых и стал Дом культуры Русакова, который первоначально назывался Клуб Русакова Союза коммунальников. Заказ на него поступил именно от Союза коммунальников, а назван он был в честь врача-педиатра и участника революционного движения Ивана Русакова, расстрелянного в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания.
Главная особенность здания сразу бросается в глаза – это его форма в виде шестерёнки. Выступающие элементы этой шестерёнки на фасаде вовсе не декоративны, в них расположены балконы амфитеатра. ДК Рускакова – это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу. Зрительный зал занимал 70% общей площади помещения, но при помощи сложной системы раздвигающихся стен мог делиться на аудитории поменьше, предназначенные для кружковой работы. Таким образом вместимость главного зала варьировалась от 250 до 1500 человек. ДК Русакова в наибольшей степени соответствует первоначальному замыслу архитектора, в то время как другие проекты построенных им клубов сильно изменялись при реализации. По этой причине сам Мельников считал данное здание своим наиболее значительным профессиональным достижением. Но совсем без изменений не обошлось. Спортзал переделали в фойе, а оконные переплёты выполнили из дерева, так как металла на них не хватило. Вскоре после постройки часть окон пришлось заложить кирпичом, так как дереву не хватало несущей способности.
В итоге здание подверглось множеству неоднозначных отзывов. И не вся критика была безосновательной. Неудачное расположение бельэтажа искажало видимость сцены, а железобетонные балки партера глушили звук на балконах. После утверждения социалистического реализма главенствующим стилем искусства в СССР Мельникову перестали доверять крупные заказы и после 1936 года по сути вытеснили из профессии. Тем не менее история всё расставила на свои места и сегодня Константин Степанович признаётся во всём мире одним из лучших архитекторов ХХ века. К его столетнему юбилею ЮНЕСКО назвала 1990 год годом Мельникова.
После Великой Отечественной войны систему движущихся ширм демонтировали. Позже произошло несколько перестроек и реставраций разной степени удачности. Надписи на фасаде исчезали и снова появлялись, вместимость серьёзно снизилась, задний фасад испортили системой кондиционеров. В то же время последняя реставрация здания в 2016 году получила приз международного жюри на выставке Denkmal в Лейпциге и была номинирована газетой The Art Newspaper Russia на титул «Реставрация года». Как бы ни разнились оценки специалистов можно быть уверенными, что Дом культуры Русакова не придёт в окончательное запустение, так как является объектом культурного наследия Российской Федерации.
Среди других интересных фактов из жизни ДК Русакова можно отметить проведение здесь первого съезда партии ЛДПР 31 марта 1990 года. А в 2005 году Центральный банк России выпустил памятную серебряную монету с изображением Дома культуры Русакова номиналом 3 рубля и тиражом 10 тысяч штук.
С 1996 года и по сей день в здании работает Театр Романа Виктюка. Афиша говорит о возобновлении спектаклей с 1 сентября. Будем надеяться, что нас не ждёт никакой второй волны коронавируса.