Среди множества рабочих клубов Москвы, приписанных к заводам, фабрикам и депо, резко выделяется своей тематикой Клуб Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Общество было основано в 1921 году по инициативе революционеров и партийных деятелей, среди которых наиболее известным бы Феликс Дзержинский. Оно оказывало материальную помощь бывшим каторжникам, занималось изучением истории царской тюрьмы, организовывало чтение лекций и докладов по этой теме, издавало журналы. Вскоре разросшемуся обществу понадобилось собственное здание, проект которого и был заказан у братьев Весниных, позже построивших ДК ЗИЛ, о котором мы уже рассказывали. Проект был готов в 1927 году. В качестве места строительства рассматривалась Остоженка и Антильевский переулок, но в итоге здание расположилось по адресу Поварская ул., 33, стр. 1, на месте снесённой в 1931 году церкви Рождества Христова в Кудрине. В будущем планировалось возвести между Поварской улицей и Новинским бульваром жилой квартал, центром которого должен был стать Клуб Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
Первоначальный проект Весниных предполагал две чётко разделённые части – клубную и музейно-архивную, но вторая так и осталась на бумаге, к чему братьям было, впрочем, не привыкать. Клубная часть композиционно представляет из себя группу параллелепипедов разной ширины и высоты с контрастом глухих стен и остеклённых поверхностей. Над центральным входом нависает Малый зал. Большой зал – самая высокая часть здания – оборудован балконами и вместительной сценой с «карманами» – кулисами для актёров и декораций. В фойе находятся две лестницы, одна с прямыми маршами, другая винтовая, расположенная в выступающем справа остеклённом цилиндре. На реализацию проекта Совет народных депутатов СССР выделил 750 тысяч рублей.
Здание было закончено в 1934 году и впоследствии стало памятников архитектуры конструктивизма и одним из самых известных реализованных проектов братьев Весниных в Москве. Однако на тот момент мода на различный авангард в искусстве уже прошла, и постройка подверглась многочисленной критике. Журнал «Строительство Москвы» обвинял архитекторов в отсутствии у здания собственного лица: «Преднамеренная упрощенность во всем, фетишизация абсолютно прямых горизонталей и вертикалей, омертвелость голых плоскостей, что при малой высоте здания ослабляет монументальность общей композиции». Для «обогащения» здания скульпторами Лишевым, Конгиссером и Бирюковым был разработан специальный проект, который остался не реализованным. Самому Обществу бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев итог строительных работ тоже не понравился, их стенгазета «Три централа» ехидно писала: «Поди ж ты – строили дворец, а вышел колумбарий свайный». Однако его мнение очень скоро перестало кого бы то ни было интересовать. 25 июня 1935 года Президиум ЦИК СССР постановил ликвидировать Общество и многие его члены отправились в уже знакомые им места не столь отдалённые. Так что украшать или как-то переделывать здание стало просто некому.
Долго пустовать ему не пришлось, в 1936 году в нём был открыт кинотеатр с амбиционным названием «Первый», который работал здесь до 1945 года.
С 1946 года сюда переехал Театр-студия киноактёра, созданный при киностудии «Мосфильм». Первым директором театра стал знаменитый режиссёр Григорий Александров, автор советских кинохитов «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга, Волга». Театр стал творческой лабораторией для киноактёров и режиссёров, обеспечивал их работой в период отсутствия съёмок, которых после войны было не много. Постановка спектаклей здесь рассматривалась в качестве предварительной постановки фильмов. Так случилось уже со вторым спектаклем театра, «Молодой гвардией» режиссёра Сергея Герасимова, поставленным в этих стенах в 1947 и экранизированным уже в следующем году. Кроме Герасимова здесь работали Юлий Райзман («Поднятая целина»), Иван Пырьев («Трактористы», «Свинарка и пастух»), Михаил Ромм («Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм») и многие другие режиссёры театра и кино, а также около 700 актёров.
После закрытия театра-студии в 1957 году в здании разместился Дом кино. Именно здесь 31 октября 1958 года на собрании Союза писателей СССР из его рядов был исключён Борис Пастернак. Сюда же в 1969 году вернулся воссозданный Театр-студия киноактёра, в 1987 году реорганизованный в Театрально-киноконцертный комплекс студии «Мосфильм» и менявший после этого название ещё четыре раза.
Сейчас учреждение называется «Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова», но никаких мероприятий, кроме реконструкции и капитального ремонта, с 1 июля 2017 года здесь не проходит. В 2018 году спектакли центра проходили в ДК им. Горбунова. С 2019 года и по сей день идут на сцене Учебно-театрального комплекса ГИТИС.
Окончание реконструкции бывшего Клуба Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев намечено на 2021 год, после чего в него вернётся театр Никиты Михалкова и культурная жизнь.