Сегодня мы проведём своеобразную экскурсию по Дворцу культуры Российского университета транспорта. Как и практически всё в период пандемии коронавируса COVID-19, она пройдёт на экранах ваших мониторов и гаджетов. Но и это пройдёт, как было написано на кольце царя Соломона, после чего двери нашего дворца вновь откроются. Откроются также двери других ДК столицы. О самых знаменитых из них мы расскажем в последующих материалах, а сейчас добро пожаловать к нам.
Введение
Российский университет транспорта – один из старейших вузов страны. 23 мая (4 июня) 1896 года было учреждено Московское инженерное училище, на следующий день получившее статус «Императорского» (ИМИУ). ИМИУ должно было готовить специалистов по ускоренной трёхгодичной учебно-теоретической программе с последующим прохождением двухлетней инженерно-строительной практики. На базе этого училища в 1913 году был создан Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II Министерства путей сообщения Российской империи. С тех пор вуз менял название и статус ещё 15 раз. Нынешнее название принято в апреле 2019 года. Перейдём непосредственно ко Дворцу культуры.
Архитектор
Здание Дворца культуры было построено в 1936 году как Дом культуры транспортных вузов на основании распоряжения Совета народных комиссаров СССР. Автором проекта выступил гражданский инженер Сергей Михайлович Герольский.
Сергей Михайлович родился в 1881 году, в семье купца 1-й гильдии Михаила Герольского, занимавшегося продажей тканей и готового платья. Но в отличии от братьев дело отца продолжать не стал. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1914 году. Ещё во время учёбы выступил автором проектов двух жилых домов в Санкт-Петербурге: Пионерская ул., 38 (1911 г.) и Корпусная ул., 18 (1913 г.). С 1914 по 1919 годы занимал должность архитектора службы пути и зданий Екатерининской железной дороги, за время работы на которой по его проектам были построены жилые дома, больницы, пассажирские здания, товарные конторы, пакгаузы, склады, магазины, водоподъёмные здания и тому подобное. Позже преподавал искусство и технику строительства в различных учебных заведениях. В 1924 году пришёл преподавать в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта на кафедру «Гражданская архитектура». В 1930 году утверждён архитектором и руководителем построек МИИТа. Под его руководством были спроектированы и построены 2-й учебный корпус, Дворец культуры, общежитие №1, поликлиника и ряд других объектов института. Почётный железнодорожник. На протяжении шести лет являлся членом Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР. После выхода на пенсию жил в Москве. Скончался в 1963 году.
История строительства и экстерьер
Давайте попробуем разобраться, почему Дворец культуры получился таким, каким получился?
Новая жизнь предполагала не только новое мышление, новые формы быта, работу по-новому, но и новые способы проведения свободного времени. Центрами досуга молодой советской республики должны были стать рабочие клубы – как часто их называли в прессе того времени – кузницы культуры.
К середине 1925 года в Москве насчитывалось около 5000 красных уголков и клубных объединений. Всем им требовались помещения. И если красный уголок мог разместиться в небольшой комнатке завода, вуза или домоуправления, то для новых клубов требовались новые здания с вместительным зрительным залом и фойе, библиотекой и всевозможными помещениями для кружков, секций и прочей клубной работы.
Заказчиками клубного строительства выступили московские профсоюзы. Так заказчиками нашего клуба стали профсоюз транспортников Москвы и профсоюз транспортных вузов города. В 1930 году проектирование здания было поручено преподавателю и заведующему кафедры «Гражданская архитектура» Московского института инженеров транспорта Наркомата просвещения СССР Сергею Михайловичу Герольскому. Разработка проекта велась с учетом всех тенденций клубного строительства второй половины 1920-х. Здесь соблюдены все основные принципы превалирующего тогда архитектурного авангарда: многообъёмная композиция, лаконичные фасады, много стекла. Видимо этим обусловлен тот факт, что здание Дворца культуры РУТ (МИИТ) чем-то неуловимо напоминает один из шедевров архитектурного авангарда – так же клуб, построенный неподалеку, на Лесной улице, по проекту Ильи Голосова в 1927-1929 гг. – ДК Зуева.
Однако, стоит отметить, что по разным причинам строительство шло с перерывами и было завершено только в 1936. За это время архитектурная концепция на государственном уровне кардинально изменилась, поэтому первоначальный проект претерпел целый ряд изменений. По большей мере это касается интерьеров, но об этом мы с вами поговорим ниже.
Первый этаж
В программной редакционной статье «Наши задачи» самого первого номера журнала «Архитектура СССР», вышедшего в 1933 году, задается жесткая структура профессиональных ценностей: среди «вредных проявлений» значатся псевдоархитектурный примитив «домов-коробок», архитекторам предписывается в проектах отображать мощь и силу государства победивших рабочих и крестьян, а в качестве образцов подражания преподносятся не только великие русские зодчие Василий Баженов и Матвей Казаков, но и архитекторы Возрождения – Джованни Баттиста Пиранези и Андреа Палладио. В общем, отныне архитектура должна быть монументальна, красива и понятна народу. И если на первом этаже контраст фасадов и интерьеров не так очевиден, то выше разница чувствуется гораздо лучше. Нашему Дворцу культуры повезло, интерьеры здесь хранят очень бережно. В 1996 году, к 100-летию вуза, здание Дворца культуры было полностью отреставрировано. В отличие от множества столичных ДК, которые в то время подвергались серьёзным изменениям, Дворец культуры МИИТ практически полностью сохранил оригинальный интерьер.
Второй этаж
Второй этаж славится своеобразным расположением лестниц и переходов, где чтобы спуститься надо подняться. Просторный холл оформлен столбами и потолком с лепниной, что отличает его от более аскетичного первого этажа. Также здесь расположена небольшая эстрада.
Пока мы находимся здесь, хочется сказать пару слов о сегодняшней жизни ДК. В новое время интересные мероприятия проходят не только в зрительном зале. Еще на излете 90-х в ДК открылся один из первых боулинг-клубов Москвы – «Депо 2000».
А сегодня в основном площади используются для выставок и других мероприятий. Здесь же находится переход в недавно заново открытую часть здания, где сейчас располагается арт-кластер «Дом художника». В нём находятся выставочные площади и мастерские современных художников.
Третий этаж
На старых фотографиях можно видеть, что фойе третьего этажа практически не изменилось с момента постройки и до сегодняшнего дня. Элементы классического декора: лепные карнизы, живописные плафоны, барочное зеркало – все это сложно представить стоя на улице и глядя на достаточно аскетичный фасад.
Кстати, о зеркале. Откуда оно появилось никто теперь не знает, но изготовлено оно скорее всего до революции. Можно сказать, что эта одна из реликвий дворца. Все конечно помнят «12 стульев» Ильфа и Петрова, и двенадцатый «стул из дворца» в рабочем клубе. Тот самый стул, в котором были найдены сокровища, на которые и был построен клуб в романе. Эта история между тем имеет в своей основе легенду, которая уже почти сто лет будоражит умы москвичей.
Династия купцов и промышленников Стахеевых в 1914 году вошла в список 30-ти богатейших предпринимателей России (по современной версии Forbes: по курсу 2000-го года их состояние составило бы $143 миллиона). Это произошло благодаря коммерческой деятельности Николая Дмитриевича Стахеева, которому удалось в восемь раз преумножить полученное им в наследство состояние, нажитое отцом и дедом на торговле хлебом, чаем, лесом, а также благодаря золотым приискам и нефтяным месторождениям. Апофеозом предпринимательской деятельности Стахеевых можно считать создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века – концерна Путилова-Стахеева-Батолина, который оформился к 1916 году и объединил ряд наиболее прибыльных предприятий почти во всех отраслях промышленности. В самом центре Москвы Стахеевы приобрели 11 дорогостоящих особняков, перестроив их в многоэтажные доходные дома. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II, почти во всех городах России имелись их магазины.
И вот уже после революции, в 1918 году, Николай Дмитриевич Стахеев, живший до переворота в основном за границей, вернулся, чтобы забрать из своего особняка на Новой Басманной, к тому времени уже национализированного, припрятанные в надежном месте сокровища. Однако уже у самого дома его перехватили дружинники и доставили куда следует. На допросе у Дзержинского Стахеев якобы пообещал рассказать, где искать сокровища, в обмен на возможность уехать из страны и пожизненную пенсию. Условия были Дзержинским приняты, сокровища Стахеева найдены и вложены в строительство Клуба железнодорожников на Комсомольской (тогда Каланчевской) площади, а сам Стахеев, согласно договору, уехал за границу и получал пенсию до самой смерти. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Ильф и Петров, написали об этом заметку, а затем обыграли тему сокровищ в романе. Рассказывали, что авторы взяли интервью у Николая Дмитриевича, и в результате он стал прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Правда, надо сказать, никаких документальных подтверждений этой легенды нет. Особняк Стахеева после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения. Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. Соответственно, различные предметы утвари вполне могли кочевать по учреждениям, подведомственным Наркомату путей сообщения. Так что может и наше зеркало хранит какую-нибудь интересную тайну. Время покажет.
Зрительный зал и сцена
В Большом зале Дворца культуры РУТ (МИИТ) 760 мест (496 – партер, 264 – балкон). Зал несколько вытянут в ширину и имеет наклон в зрительской части, благодаря этому легко и быстро устанавливается контакт между сценой и залом. Главным достоинством зала является акустика. Мягкий, достигающий всех уголков звук любого инструмента от рояля до гитары овладевает аудиторией и притягивает её внимание к исполнителям. Площадь сцены – 150 кв.м.
Сложно вспомнить имена всех звёзд, которых видела наша сценическая площадка: это выступления Аркадия Райкина, Леонида Утёсова, Эдди Рознера, ансамбля им. Александрова, ансамбля «Берёзка», ансамбля И. Моисеева, хореография Мариса Лиепе и искусство джазовой импровизации ансамбля под руководством Игоря Бриля.
На сцене Дворца культуры неоднократно выступали выдающиеся исполнители: Иван Козловский, Святослав Рихтер, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мстислав Ростропович, Галина Писаренко, Элисо Вирсаладзе, Александр Ведерников, Артур Эйзен, Валентин Анисимов и многие другие.
Во Дворце культуры зарождался Московский муниципальный театр «Новая опера». Свои первые спектакли и концерты Евгений Колобов показал зрителям МИИТа. «Театр на Таганке» отыграл несколько спектаклей «Добрый человек из Сезуана» и «Тартюф», в которых главные роли сыграл Владимир Высоцкий. Прекрасные оперные спектакли показали Московский камерный музыкальный театр Б.А. Покровского и театр-студия «Модерн-опера» Михаила Кислярова.
Незабываемые впечатления оставили концерты Московского камерного хора Валентина Минина, вокальные вечера Евгении Нестеренко и Галины Писаренко. Дважды на сцене Дворца культуры играли симфонические оркестры, которыми дирижировали Валентин Жук (1989) и Павел Коган (1995). В 2000 году — Государственный академический симфонический оркестр РФ под управлением Юрия Симонова и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна давали по несколько концертных программ. В этом зале состоялась памятная встреча с композитором Шнитке. Здесь играли камерные оркестры Юрия Башмета и Миши Рахлевского, молодёжный оркестр Лижии О`Риордан, ансамбль «Концертино» с Андреем Корсаковым. Интереснейшие программы исполняла «Академия старинной музыки» Галины Гринденко.
В зале Дворца проходили творческие вечера с известными артистами театров и кино: Юрием Яковлевым, Евгением Леоновым, Инной Чуриковой, Олегом Янковским, Спартаком Мишулиным, Светланой Немоляевой, Александром Лазаревым, Людмилой Чурсиной, Станиславом Говорухиным, Татьяной Дорониной и многими другими.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что здесь выступали и неформальные для советской сцены коллективы. Так 8 июня 1986 года на сцене ДК МИИТ состоялся Фестиваль московской рок-лаборатории «Движение в сторону весны», в рамках которого выступали Виктор Цой и группа «Кино», Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», Константин Кинчев и группа «Алиса», Пётр Мамонов и группа «Звуки Му».
Нередко идут в связке аббревиатуры МИИТ и КВН. Это и не удивительно: Александр Васильевич Масляков – выпускник МИИТа, а сцена нашего Дворца культуры вырастила уже не одно поколение кавээнщиков. Здесь прошёл целый ряд знаковых для Клуба весёлых и находчивых событий. Так в 2001 году, в год 40-летия КВН, на протяжении целых суток во Дворце культуры проходил КВН-марафон. Также на территории МИИТ был открыт Клуб любителей КВН «Скворечник», который с этого момента и вплоть до открытия Московского молодёжного центра «Планета КВН» в 2013 году был штабом администрации официальных московских лиг, площадкой для репетиций, редактур и просто местом отдыха кавээнщиков.
Классическое оформление зала и сейчас продолжает привлекать артистов, музыкантов, блогеров, косплееров, режиссёров, телевизионщиков и производителей рекламы. А прямое отношение Дворца культуры к транспортной отрасли приводит в наши стены первые лица государства.
Четвёртый этаж
Светлый четвёртый этаж с целой стеной окон разительно отличается от барочного третьего. Наличие пианино и рояля позволяет проводить репетиции и камерные представления. Окна выходят во двор, а не на фасад здания. Тем не менее и об этом виде можно кое-что рассказать. Взгляд падает на единственный в мире скульптурный памятник КВН – символ клуба, птичку КиВиН. А соседнее здание – это общежитие университета, в котором жили многие знаменитые команды КВН, когда готовились к играм. Это «Утомлённые солнцем» (Михаил Галустян, Александр Ревва), Сборная Пятигорска (Семён Слепаков), «Мегаполис» (Наталья Еприкян), «Максимум» (Андрей Буковский, Михаил Башкатов, группа USB), Сборная Камызякского края (Азамат Мусагалиев) и многие другие, кто впоследствии становился чемпионом. У команд даже сосуществовала примета: кто будет жить в этом общежитии, тот обязательно станет чемпионом.
Завершение
На этом наша экскурсия подходит к концу. Надеемся, что она позволила осознать, что Дворец культуры Российского университета транспорта является значительной частью истории и культуры Москвы и России. Будем рады видеть вас при первой возможности.