За всё время своего существования наш университет он носил имя только трёх человек. Это Николай II Романов, Иосиф Сталин и Феликс Дзержинский. О первом мы уже рассказывали в нашей «Рубрике 210», так как он имел непосредственное отношение не только к университету, но и к железнодорожному делу. Второй же к этому отношения не имеет, если не считать революционной пропаганды среди рабочих железнодорожных мастерских в начале его политической карьеры. МИИТ носил имя Сталина в основном по причине культа личности вождя, так что его опустим. А вот Дзержинский имел непосредственное отношение к железной дороге. Как и в случае с Николаем II наша цель не состоит в написании подробной биографии – только интересные факты, отношение к транспортной отрасли, образованию или культуре.
Дзержинский и железные дороги
Конечно же, Феликс Эдмундович Дзержинский в первую очередь известен как создатель и председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем – ВЧК. Но были в его политической карьере и другие должности. Нас в частности интересует период с 14 апреля 1921 года по 2 февраля 1924 года, когда он был Народным комиссаром путей сообщения РСФСР и СССР. На этой должности Дзержинский руководил восстановлением технической базы железных дорог, которая существенно пострадала в результате революции и военных действий Гражданской войны. Организовывал новые ритмы работы транспорта, боролся с коррупцией. Но главным его делом на этом поприще стала борьба с бесхозяйственностью и хищениями на железной дороге. Отрасль попала к нему на попечение в ужасном состоянии, которое он оценивал такими словами: «На дорогах у нас в области хищений и бесхозяйственности один сплошной ужас… Хищения из вагонов, хищения в кассах, хищения на складах, хищения при подрядах, хищения при заготовках. Надо иметь крепкие нервы и волю, чтобы преодолеть это море разгула…»
Для преодоления разгула по инициативе Дзержинского 9 декабря 1921 года был принят Декрет «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения». В соответствии с ним в структуре подчинённого ему Наркомата появилась Вооружённая Охрана Путей Сообщения. Конечно, охрана путей сообщения ранее существовала и в царской России и в молодой Стране Советов, но функционирующие на тот момент железнодорожная и водная службы милиции явно не справлялись со своими функциями и были упразднены. В итоге, если в 1922 году было похищено почти 8 миллионов пудов грузов, то в 1923 году уже 2,2 миллиона пудов, а к середине 1924 года явные хищения, фактически грабёж со срывом пломб и прогоном целых вагонов, почти полностью прекратились. Данное охранное подразделение с тех пор несколько раз реорганизовывалось и меняло названия, но 9 декабря до сих пор отмечается, как неофициальный профессиональный праздник ведомственной охраны железнодорожного транспорта, причём не только в России.
Дзержинский и воспитание
В начале 1920-ых годов в результате социальных потрясений в России появилось огромное количество беспризорных детей, по разным данным от 5 до 7 миллионов. Для борьбы с этим социальным бедствием 10 февраля 1921 года был принят Декрет «О комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей». Её председателем стал Феликс Дзержинский. К делу он отнёсся трепетно. Нарком просвещения Луначарский вспоминал, что при обсуждении вопросов воспитания и образования Дзержинский реагировал очень эмоционально, у него «раздувались ноздри и горели глаза». Причиной такого неравнодушия наверняка стала судьба его собственного сына Яна, который родился в тюрьме и долгие годы жил без отца – суровая доля ребёнка четы революционеров.
На должности председателя комиссии по улучшению жизни детей Дзержинский организовал систему специальных учреждений: детских домов, трудовых коммун, приёмников-распределителей. Там беспризорники получали питание, образование, медицинскую помощь и возможность дальнейшей социализации и самореализации. Иногда беспризорников доставляли на Лубянку лично к Дзержинскому, который поил их чаем с бутербродами и расспрашивал о жизненной ситуации и потребностях.
В результате деятельности комиссии по улучшению жизни детей число беспризорников в стране к концу 1920-ых годов снизилось до 200 тысяч человек. Многие бывшие беспризорники смогли реализовать себя в самой высшей степени, стать учёными и академиками, как например знаменитый генетик, основатель нескольких новых направлений биологии Николай Дубинин, воспитанник детского дома города Жиздра Калужской области.
Прозвища Дзержинского
Как у любого подпольщика, у Дзержинского было несколько псевдонимов. Начнём с того, что даже своё настоящее имя он получил не просто так. Незадолго до родов его мама упала в открытый погреб, что вызвало преждевременные схватки. Тем не менее мальчик родился вполне здоровым и при крещении получил двойное имя Феликс Щенсный, что на латыни и польском соответственно означает «Счастливый». Впрочем, выводы о здоровье были явно преждевременными, с детства Феликс был бледным, тощим, болезненным и погрузился в революционную борьбу во многом из-за того, что хотел ярко прожить те недолгие годы, которые отмеряли ему врачи.
Первыми подпольными псевдонимами молодого польского революционера стали Якуб и Яцек. Позже он скрывался под именами Франек и Юзеф, фамилиями Франковский, Кржечковский и Доманский. Были у него и клички – Переплётчик и Астроном. Астрономом его звали по всей видимости за романтичную натуру. В молодости он забросил учёбу, предпочитая ей чтение любовных романов. Часто его звали просто по инициалам – ФД. Но самое знаменитое его прозвище, конечно же, Железный Феликс. Точно неизвестно за что его так прозвали. Как мы уже знаем, здоровье у него было вовсе не железным. Есть несколько версий. Первая: за жёсткую борьбу с контрреволюцией на должности председателя ВЧК. Вторая: за упорство в деле революции – его несколько раз сажали в тюрьмы и отправляли в ссылки, но он постоянно сбегал, в том числе из знаменитой Бутырской тюрьмы и Петропавловской крепости. И третья самая интересная, о ней чуть подробней. В 1918 году ВЧК заняло здание на Лубянской площади, в котором ранее находилось страховое общество «Якорь». Председателю отвели большой кабинет на втором этаже с видом на площадь. Но вскоре на него произошло покушение, в окно его кабинета закинули гранату. Дзержинский успел быстро среагировать и спрятаться в огромном сейфе, который оставался в кабинете от страхового общества, и не пострадал. После этого он переехал в кабинет с окнами во двор и получил прозвище Железный Феликс.
Имени Дзержинского
20 июля 1926 года Феликс Дзержинский скончался от сердечного приступа после нервного двухчасового доклада на пленуме ЦК, посвящённого состоянии экономики СССР. Его похоронили у Кремлёвской стены и почти сразу начали увековечивать имя везде, где только можно. Коммуны, заводы, фабрики, корабли, улицы, проспекты, площади, сёла и целые города стали носить имя Дзержинского. И многие их них до сих пор его носят, несмотря на все те идеологические и политические перемены, которые произошли в нашей стране за почти целый век с момента смерти Железного Феликса. Были и вполне утилитарные вещи, носящие его имя. Самый распространённый в СССР арифмометр назывался «Феликс». С 1934 года до середины 1990-ых Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) выпускал одноимённые дальномерные малоформатные фотоаппараты, весьма удачные и популярные.
Возвращаясь к железнодорожной тематике стоит упомянуть, что основанный в 1936 году «Уралвагонозавод» в Нижнем Тагиле до сих пор носит имя Дзержинского. А Луганский паровозный завод с 1931 по 1941 год выпускал один из самых мощных магистральных грузовых паровозов тех лет — ФД (Феликс Дзержинский). И наконец наш университет носил имя Дзержинского с 1926 по 1928 и с 1988 по 1993 годы, о чём не стоит забывать.