Гуманитарии технического вуза

Вчера, 18 августа, закончила свою работу приёмная комиссия Российского университета транспорта. Уже совсем скоро порог нашего вуза впервые переступят сотни первокурсников, среди которых наверняка будет много талантливых, творческих ребят. Пока они нам неизвестны, но скоро раскроются, в том числе и в стенах нашего Дворца культуры. Ранее мы уже рассказывали о знаменитых певцах и музыкантах, закончивших МИИТ. Заходила речь и о ведущих из нашего университета. Но талантов одной категории не всегда набирается на целую статью, у нас в первую очередь всё же технический вуз, поэтому сегодня в одном материале объединим людей разных творческих профессий, которые обучались у нас, но вместо железной дороги выбрали другой путь. 

Владимир Агеев (14.10.1958, Серпухов – 02.05.2014, Москва)

Театральный режиссёр, лауреат премии «Чайка» и фестиваля «Золотая маска» (2003). С детства занимался художественной самодеятельностью, но после школы решил осваивать более серьёзную специальность, нежели лицедейство. Окончил МИИТ по специальности «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Несколько лет работал начальником депо в Протвино. Но любовь к сцене не отпускала. Поступить на актёра в Щукинское не удалось, зато получилось на режиссёрский факультет в ГИТИС, на курс Анатолия Васильева. На тот момент Владимиру Агееву было уже 30 лет. В 1995 году, через два года после окончания ГИТИСА, вместе с тремя друзьями организовал собственный «Эпигон-театр». Одним из этих друзей был будущий известный кинорежиссёр Андрей Звягинцев. Сам Агеев в театральной среде воспринимался, как режиссёр новой генерации, вместе с Кириллом Серебренниковым, Ниной Чусовой и Ольгой Субботиной, хотя работать начать чуть раньше. Всего режиссёр успел поставить чуть больше 30 спектаклей в различных театрах Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Пензы. Участвовал во множестве театральных фестивалей, в том числе за границей. Трижды номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска» и взял в ней «Приз зрительских симпатий» за спектакль «Пленные духи», за ту же постановку получил две премии «Чайка», являлся членом Комиссии по драматургии в структуре Центрального аппарата Союза театральных деятелей РФ. Скончался от лейкемии в возрасте 55 лет.

Из интервью:
«Самое кошмарное впечатление, вынесенное из вуза, — разрез тепловоза почти в натуральную величину. Если когда-нибудь буду снимать кино, использую этот ужастик. Он снился мне долго. В общем, на втором курсе МИИТа я понял, что сильно ошибся, но благодаря врожденному чувству ответственности дотянул до конца и вернулся домой. Мне предложили перспективную должность начальника депо в соседнем городе Протвино. В тамошнем транспортном управлении мне подчинялось большое хозяйство: 200 вагонов, 20 локомотивов и несколько обслуживающих их бригад. А мне было плохо. После работы я снимал накопившийся стресс в народном драмтеатре, играл там Потёмкина, помнится. В какой-то момент тяга к искусству пересилила материальный расчет, и я втайне от близких начал готовиться в театральное».

Игорь Губерман (07.07.1936, Харьков)

Поэт и прозаик, лауреат премии «Золотой телёнок» (1990), известный в первую очередь благодаря афористичным четверостишиям – «гарикам». Литературой был увлечён с детства, но после школы поступил в технический институт по принципу «Если ты аид – поступай в МИИТ» (аид – одно из жаргонных прозваний евреев). Дело в том, что там, в отличие от других престижных вузов, не было «процентной нормы» и к евреям относились лояльно, а при поступлении в другие вузы им чинились всяческие препоны. Губерман окончил МИИТ в 1958 году, получив диплом инженера-электрика. Долгое время работал по специальности, параллельно занимаясь литературной деятельностью.

Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

В конце 1950-х познакомился с журналистом и издателем Александром Гинзбургом, сотрудничал с его журналом «Синтаксис», одним из первых самиздатных журналов в СССР. Например, третий номер журнала, состоявшего из стихотворений ленинградских поэтов, в том числе неизвестного тогда Иосифа Бродского, был практически полностью составлен Губерманом.

Жить, покоем дорожа —
пресно, тускло, простоквашно;
чтоб душа была свежа,
надо делать то, что страшно.

В 1960-х начал писать первые «гарики», научно-популярные и документальные книги, сценарии к документальному кино. В 1970-х работал в самиздатном журнале «Евреи в СССР». Писал под псевдонимом, но его диссидентская деятельность не укрылась от режима. В 1979 году он был арестован по сфабрикованному обвинению и осуждён на пять лет лишения свободы за спекуляцию.

Я государство вижу статуей:
мужчина в бронзе, полный властности,
под фиговым листочком спрятан
огромный орган безопасности.

После освобождения долго не мог устроится на работу пока наконец в ОВИРе ему не предложили эмигрировать с семьёй за рубеж. С 1988 года живёт в Иерусалиме.

Я Россию часто вспоминаю,
думая о давнем дорогом,
я другой такой страны не знаю,
где так вольно, смирно и кругом.

С 1990-х активно издаётся и до сих пор много гастролирует со своими знаменитыми «гариками».  

Любил я книги, выпивку и женщин.
И большего у бога не просил.
Теперь азарт мой возрастом уменьшен.
Теперь уже на книги нету сил.

Из интервью:
«В МИИТ я поступил потому, что мой папа, инженер-экономист, сказал мне (это был 53-й год): «Гаринька, поступай в технический вуз». С медалью меня засыпали на собеседовании в энергетическом – впоследствии на заданный мне на собеседовании вопрос не отвечали и доктора физмат наук. А в Бауманский я пришёл подавать документы, а какой-то симпатичный человек мне говорит: «Вас все равно не примут, идите в МИИТ». Там не было собеседований, и там евреев не засыпали. В нашей группе из 30 человек было 22 еврея. В институте писал стихи, посещал литературное объединение, сочинял всякую чушь, а поскольку страдал первой любовью, писал немыслимое количество лирических стихотворений — сопливых и счастливых, которые впоследствии аккуратно утопил в помойном ведре, чему очень рад. Четверостишия я тогда ещё не писал, это пришло в начале шестидесятых».

Анатолий Лысенко (14.04.1937, Винница)

Журналист, режиссёр, продюсер, деятель телевидения, Президент Международная академия телевидения и радио, Заслуженный деятель искусств России (1999), Заслуженный журналист России (2018), лауреат Государственной премии СССР (1978) и премии Правительства России (2014), четырежды кавалер различных орденов. Семья Лысенко уже через пять дней после рождения Анатолия переехала в Москву, где он позже стал учиться в школе №1 Октябрьской железной дороги. Родители были железнодорожниками и первое время жили в общежитии МИИТа на Новобасманной улице. Не удивительно, что для поступления в вуз он выбрал экономический факультет МИИТ, который окончил с дипломной работой на тему «Производство крупных деталей из чугуна, модифицированного магнием». Отучился в аспирантуре во Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта. Преподавал политэкономию, участвовал в освоении целины. На телевидение попал ещё будучи студентом, с 1959 года начал работать внештатным автором и ведущим молодёжных программ. В штат Главной редакции программ для молодёжи Центрального телевидения потупил в 1968 году, сразу в должности старшего редактора. С 1987 года руководил программой «Взгляд», которая вскоре стала иметь большое влияние, как на телевидение, так и на атмосферу в стране в целом. Сам Лысенко тоже стал пользоваться большим авторитетом, в 1990-е был генеральным директором ВГТРК, в 2000-х сумел сохранить от банкротства «Московский дом книги» и стал бессменным с момента основания президентом Международной академии телевидения и радио (IATR), в 2010-х стал исполнительным, а позже и генеральным директором ОРТ, профессором факультета медиакоммуникаций ВШЭ. Все регалии, должности и награды перечислить трудно, ведь Анатолий Григорьевич работает до сих пор и не зря считается корифеем отечественного телевидения.

Из интервью:
«Это было удивительное учебное заведение, не зря его называли Пажеским корпусом МПС. Вуз с традициями, сильным преподавательским составом. И, что немаловажно, у нас был прекрасный Дом культуры. Возвращаясь к вашему вопросу: я даже не знаю, где больше взял – в самом институте или в Доме культуры, где чего только не было для развития творческого начала, вплоть до ансамбля испанской песни. Со студенческих лет я входил в агитбригаду, писал стихи, тексты для сценок».

Антон Мегердичев (22.07.1969, Москва)

Режиссёр, сценарист, лауреат премии «ТЭФИ» (2000). Известно, что в детстве и юности Антон достаточно серьёзно занимался спортом, но впоследствии отказался от профессиональной карьеры. Окончил факультет автоматики и телемеханики МИИТ в 1993 году и в то же время познакомился с известным журналистом и телеведущим Леонидом Парфёновым, с которым 12 лет проработал режиссёром документальных проектов и телепрограмм, в том числе «Портрет на фоне» и «Российская империя». Параллельно снимал рекламные ролики. В 2000 году получил премию «ТЭФИ» в номинации «Специальный приз Академии Российского телевидения» за документальный проект «Живой Пушкин». Ещё раз номинировался на «ТЭФИ» в 2004 году с документальным фильмом «Убить Кеннеди» в номинации «Режиссёр телевизионного документального фильма/сериала», но приз взять не удалось. В том году, кстати, премию «ТЭФИ» «За личный вклад в развитие российского телевидения» получил предыдущий герой этого материала Анатолий Лысенко. В 2007 году попробовал себя в художественном кино и снял вполне успешный фильм «Бой с тенью 2: Реванш», на съёмках которого познакомился с будущей женой актрисой Еленой Пановой. Следующим успехом стал фильм-катастрофа «Метро» (2013), при съёмках которого ему пригодилось образование в транспортном вузе. Сразу после выхода в прокат «Метро» Мегердичеву доверили популярную новогоднюю франшизу «Ёлки», третью часть которой он снял в том же 2013. А спустя некоторое время он начал долгую работу над самым большим на данный момент проектом в карьере – блокбастером «Движение вверх» (2017). Фильм об исторической победе советских баскетболистов над американскими три года удерживал звание самой кассовой картины в истории российского кино. Следующий фильм режиссёра «Сердце пармы» по одноимённому историческому роману Алексея Иванова уже снят, его пост-продакшн приостановлен из-за коронавируса. Ждём премьеры в ближайшее время.

Александр Резалин (22.09.1958, Москва)

Актёр театра, кино и озвучивания, Заслуженный артист России (1999), кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства (2019). Александр родился в семье инженера Бориса Изидоровича Израильсона, что, как мы уже знаем, логичным образом привело его к поступлению в МИИТ. И хотя уже на втором курсе он почувствовал притяжение сцены и начал искать выходы на неё, всё же закончил обучение в техническом вузе и год отработал инженером по специальности. Позже поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1985 году. После выпуска четыре года работал в «Сатириконе», потом шесть лет в Театре-кабаре «Летучая мышь», далее девять лет в Театре Луны. С 2004 года некоторое время не имел постоянного места работы, играл в разных театрах, кино, сериалах. С 2011 года режиссёр и педагог в Мастерской Скорика, с 2012 доцент режиссуры и актёрского мастерства в МГИК, с 2016 состоит в труппе Театра на Таганке. Снимается в кино ещё с 1990-х годов и, хотя больших ролей у него почти нет, но он сумел поучаствовать в съёмках множества значительных телевизионных сериалов, таких как «Московская сага», «Есенин», «Тяжёлый песок», «Жуков», «Гетеры майора Соколова», «Мурка», «Шакал» и другие. Как актёр озвучивания работал в юмористической телепередаче Игоря Угольникова «Оба-на!», поучаствовал в одном выпуске знаменитых «Кукол» на НТВ, исполнил небольшую роль адвоката в мультфильме «Рататуй», но больше всего его голос знаком фанатам компьютерных игр. Он звучит в таких играх как Silent Storm, Necronomicon: The Dawning of Darkness, Haegemonia: Legions of Iron, Project Nomads, Cold Zero: The Last Stand, Will Rock, StarCraft: Remastered и других. Именно он озвучивает Энменкара в Diablo III, Лорда Шакса в Destiny 2, самого Кратоса в God of War II, а также Генна Седогрива и множество других персонажей в легендарной World of Warcraft. «Этот охотник раскатал губу. Надеюсь, у него есть запасная».

Анатолий Рыбаков (14.01.1911, село Держановка, Черниговская губерния – 23.12.1998, Нью-Йорк)

Писатель, ветеран Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии второй степени (1951), почётный доктор Тель-Авивского университета (1991). Анатолий родился в семье известного советского инженера в области винокуренных технологий Наума Борисовича Аронова. С 1919 года семья жила на Арбате. В 1930 году поступил в МИИТ на автодорожный факультет. В 1933 студенты избрали его членом редколлегии стенгазеты. Пытаясь сделать её интересней и живей новый редактор предложил писать шутливые эпиграммы на отличников и выпускать газету без передовицы. Но вышестоящими органами это было воспринято превратно и вскоре студент Аронов был исключён из комсомола и института, позже временно восстановлен, а 5 ноября 1933 года арестован и осуждён на три года ссылки за контрреволюционную агитацию и пропаганду. По окончании срока скитался и работал где придётся, однако в 1938 году смог стать главным инженером Рязанского областного управления автотранспортом, где работал до ноября 1941 года. Прошёл всю войну от обороны Москвы до взятия Берлина в автомобильных частях. За отличия в боях был признан не имеющим судимости. Награждён несколькими боевыми наградами, в том числе медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина» и тремя орденами Отечественной войны разных степеней. В 1960 году полностью реабилитирован. Литературную деятельность начал после войны под фамилией матери, издав в 1948 году свою первую повесть «Кортик». Сталинскую премию получил за свой первый роман «Водители». Продолжил получивший всесоюзное признание «Кортик» повестями «Бронзовая птица» и «Выстрел». Так же для детей и юношества предназначались повести «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша» и «Неизвестный солдат». Все эти повести были экранизированы, «Кортик» даже дважды. В 1978 году опубликовал роман о жизни еврейской семьи в первой половине ХХ века и Холокосте «Тяжёлый песок». Роман был экранизирован в 2008 году в виде одноимённого сериала, в котором снялся наш предыдущий герой Александр Резалин. Сериал получил Гран-при Международного кинофестиваля в Марбелье и отечественную премию «Золотой орёл» в номинации «Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)». Но самым известным произведением Рыбакова, вызвавшим огромный общественный резонанс, стал опубликованный в 1987 году роман «Дети Арбата», который писался ещё с конца 1950-х и позже разросся до тетралогии. Романы повествуют о судьбе молодого поколения 1930-х годов и раскрывают феномен сталинизма и тоталитарной власти. Анатолий Наумович умер во сне, спустя полгода после перенесённой операции на сердце, похоронен в Москве. Его книги изданы в 52 странах общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.

Виктор Славкин (01.08.1935, Москва – 16.03.2016, Москва)

Драматург, сценарист и телеведущий, дважды лауреат премии «Золотой телёнок» (1975, 1980), дважды лауреат премии «ТЭФИ» (1998, 2000). Так же, как и многие другие вышеописанные выпускники МИИТа, происходил из еврейской семьи. Окончил строительный факультет Московского института инженеров транспорта в 1958 году и в течении пяти лет работал по специальности на стройках и в проектных организациях. В то же время начал писать юмористические рассказы и одноактные пьесы, которые ставились в Студенческом театре МГУ (ныне Театр МОСТ), где он сотрудничал с Марком Розовским, Ильёй Рутбергом и Альбертом Аксельродом. С 1967 по 1984 год работал в журнале «Юность», где заведовал отделом сатиры и юмора. На большой театральной сцене Славкин дебютировал в 1979 году с социальной пьесой о стилягах «Взрослая дочь молодого человека», которая принесла ему известность. Уже в следующем году он стал членом Союза писателей СССР. Не меньшим успехом пользовалась и пьеса 1982 года «Серсо», поставленная в Театре на Таганке. На следующий год вышел сборник пьес, написаны в соавторстве с Людмилой Петрушевской, известной детской писательницей, драматургом и сценаристкой мультфильмов. Славкин и сам писал сценарии мультфильмов ещё с 1979 года. Среди них можно выделить «Юбилей», посвящённый 100-летию отечественной анимации, «Большой подземный бал» по сказке Андерсена, советско-британский мультфильм «В поисках Олуэн», снятый по мотивам сказки из цикла кельтских и валлийских преданий «Мабиногион», и самый масштабный проект в его мультипликационной карьере – «Гофманиаду». Производство первой после распада СССР полнометражной картины «Союзмультфильма» заняло 17 лет. Полноценная премьера состоялась в 2018 году на Каннском международном кинорынке, где мультфильм был куплен для проката в США и странах Европы. «Гофманиада» номинировалась на Азиатско-Тихоокеанскую кинопремию в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм», получила две награды на Brasil Stop Motion International Film Festival и отечественную премию «Золотой орёл» в номинации «Лучший анимационный фильм года». Так же Славкин известен как автор и ведущий телепрограммы «Старая квартира», которая выходила на канале РТР с 1996 по 2002 годы. За неё он получил две премии «ТЭФИ»: в 1998 году, как режиссёр, а в 2000, как сценарист. В последние годы жизни страдал острой формой болезни Альцгеймера. Виктор Иосифович не дожил до триумфа «Гофманиады» четыре года.

Из интервью:
«Папа убедил меня подавать документы в Станкин, который в свое время окончил. Никакой склонности к машиностроению я не имел. На устном экзамене в институте оказался среди тех, кто получил двойку по литературе. Фамилии у всех еврейские. Это было невероятно: по этому предмету у меня всегда были хорошие оценки, не говоря о том, что я писал стихи! Фамилия экзаменатора была Покровский, помню до сих пор. Родители двоечников осмелели, пошли к ректору, встретились с преподавателем литературы… В Станкине родителям признались, что поступило указание евреев отсеять. Это был, как я уже сказал, 1953 год. «Единственное, что мы можем для вас сделать, – сказали в ректорате, – отдать документы и не фиксировать двойки на экзамене». Документы я отнес в МИИТ, на строительный факультет. Строительство было мне ближе, в старших классах я читал книжки по архитектуре, да и мой двоюродный брат посвящал меня в это дело. При этом рисовать я не умел. Благодаря строительному факультету я всё-таки изучал архитектуру, а потом три года работал мастером в Загорске».

Вот так немного даже неожиданно тематика этой статьи от простого жизнеописания творчески одарённых выпускников РУТ (МИИТ) отклонилась в сторону истории ксенофобии в нашей стране. Остаётся только радоваться, что ничего подобного сейчас уже нет. А МИИТ, как видите, всегда был открыт для всех желающих и поддерживал студентах в их увлечениях, даже если они не были напрямую связаны с получаемой специальностью. Ждём будущих актёров, режиссёров, писателей и драматургов с техническим образованием у нас во Дворце культуры.