1 декабря, в день начала календарной и одновременно, редкий случай, погодной зимы, Дворец культуры Российского университета транспорта отмечал своё 85-летие. Если продолжать говорить о редких случаях, то ректор университета Александр Алексеевич Климов пришёл в зал за 5 минут до начала концерта. Чем ни доказательство важности мероприятия? Обычно ведь высокопоставленные официальные лица с трудом выкраивают время на концерты в своих графиках, чаще их приходиться ждать. А тут и он заранее пришёл, и директор Административного департамента Министерства транспорта Константин Анатольевич Пашков, и первый проректор Владимир Сергеевич Тимонин, и директор ЦДДЖ Светлана Ивановна Мимидлаева, и даже полковник национальной гвардии Олег Сидоренко. И все с поздравлениями. Если бы все они были протокольными, можно было бы уснуть, но это было не так, говорили в основном от души. Константин Анатольевич рассказал, что его родители познакомились на студенческом вечере во Дворце культуры, Светлана Ивановна подарила ДК картину от своих подопечных, а Владимир Сергеевич даже спел песню «Надежда – мой компас земной», перед этим иронично заметив: «Это очень хорошая песня, её невозможно испортить, но я постараюсь». Чуть позже ещё выступал с песней Розенбаума директор двух академий Олег Николаевич Покусаев, а ближе к концу Заместитель директора по молодежной политике ИУЦТ Вера Константиновна Полякова, но этим-то официальным лицам не привыкать выступать на сцене ДК.
Сказать об отдельных номерах мне практически нечего. И не потому что многие из них исполнялись высоким начальством. Когда это я боялся его критиковать? Просто все они были качественными и проверенными. О концерте в целом тоже почти нечего сказать. И не потому что сценарий в виде экскурсии по Дворцу культуры писал я. Когда это я стеснялся самого себя критиковать? Если честно, я заранее считал утверждённый конферанс нудноватым, но ведущий Александр Рулёв задал хороший темп и достаточно объёмные информационные подвязки к номерам пролетали почти незаметно. Упомяну только два момента, которые немножко подпортили мне картину. Первый – к сожалению, из программы ушёл танец «Дроля» под песню Гарика Сукачёва, из-за чего переход от подвязки о русском роке к песне «Мистер Паганини» Эллы Фицджеральд смотрелся максимально нелогично. Второй – стоящие друг за другом номера Академической хоровой капеллы РУТ (МИИТ) и Владислава Нартова, сперва одного, потом в дуэте с Елизаветой Антоновой, образовали некоторую минорную яму. Каждый из них по отдельности и обе пары сами по себе хороши. В исполнительском искусстве и качестве материала никаких сомнений, «Московским окнам» зал даже подпевал. Но вот все вместе эти четыре композиции сложились не лучшим образом. Остальные два часа концерта, если уж и не пронеслись, как одна минута, то прошли не скучно.
Давайте я вам лучше про другое расскажу. Те, кто был на концерте, наверное, заметили, что столбы первого этажа были украшены отсканированными статьями о Дворце культуры из архивных газет «Сталинец», «Дзержинец» и «Инженер транспорта». Первым делом давайте поклонимся библиотекарям за тот титанический, вот вообще без миллиметрового преувеличения титанический труд, который они проделали. Они нашли все упоминания о ДК с 1937 года. Для того чтобы выбрать из них самые интересные для декора столбов, мне понадобилось около пяти часов. То есть только для того чтобы просто перелистать страницы с закладками, причём даже не все. Досконально я просмотрел архив с 1937 до 2000 года, дальше уже урывками, рабочий день библиотеки заканчивался. Поделюсь с вами своими наблюдениями.
Первое упоминание Дворца культуры приходится на 17 сентября 1937 года. Причём пишут, что ДК открылся после ремонта и реконструкции. Но это совершенно точно было новое здание, просто воспринималось оно тогда в качестве обновления старого клуба. В той же статье пишут о нерадивых студентах, которые не пришли на торжественную часть, а явились только на концерт. Отмечается, что это регулярное постыдное явление. Некоторые вещи с годами не меняются. Как мы все прекрасно знаем, впоследствии организаторы догадались вшивать торжественную часть в концертную.
В 1938 году журналист жалуется, что в ДК слишком много концертов. Вот так, слишком много концертов. А хочется ему водевилей. Надо сказать, что водевили ему потом дали.
С 1941 по 1949 годы подшивок нет по понятной причине – война и послевоенное время. Следующая такая лакуна в архивах образуется с 1990 по 1994 годы. Вот и думайте, кто не застал, какая разруха была в стране в 1990-е. Как в военное время жили, только фронта не было.
Материалы 1949 года по большей части отчётные, не интересные, но отмечается факт проведения 96 концертов за шесть месяцев. Девяносто шесть! Это по четыре концерта в неделю, почти каждый учебный день. Да, скорее всего не все они были большими, не факт, что все шли в большом зале, но всё же цифра впечатляет.
В то же время в октябре 1950 года репортёр жалуется, что в Доме культуры мало студентов МИИТ, больше из МЭМИИТ, который вошёл в состав МИИТ только в 1954 году. И впоследствии жалуются на это часто, просят проводить воспитательную работу, привлекать студентов и к самодеятельности, и к посещению различных мероприятий. На момент ноября 1951 года в ДК занимается только 89 студентов. Это число в газете кто-то даже подчеркнул карандашом, видимо для разбора на комсомольском собрании.
Вообще критики в то время очень много, в том числе на качество исполнения и однообразие репертуара. Особенно лютует на страницах прессы студент Френкель, он так и подписывался: студент Френкель. Вот ведь чудеса, правда? Тоталитарное государство, линия партии, цензура, ГУЛАГ – а институтская пресса во всю критикует работу старших товарищей. Не то что сейчас – демократия, свобода слова, независимый интернет – и всё чудесно, никаких проблем, студенческие СМИ хрустят под кристаллизовавшимся слоем кленового сиропа, удобненько мурлычат махровым официозом. Прямо как в 1953 году в заметке о гостях из Китая и Кореи. Не стыдно, студенчество? Анонимные мемасики с Климовым и пьянки на Аморал-тусе – это всё, на что ты способно?
Но не буду слишком уж превозносить предшественников, халтурили и они. К 1969 году намозолила глаз статья «Когда наступает вечер…», перепечатываемая чуть ли не слово в слово несколько раз к тому моменту.
О КВН в ДК впервые говорится в 1968 году. И несмотря на то, что в статье идёт речь в том числе и о телевизионном КВН, нет ни слова о выпускнике МИИТ Александре Маслякове, который на тот момент уже ведёт телевизионный КВН и популярен на всю страну. Следующая большая статья о КВН выходит только в 1988 году, спустя 20 лет. Интересно, что игры КВН тогда называли матчами, решение жюри можно было оспорить, судьи не стеснялись ставить двойки и комментировали игру (простите, матч) после каждого конкурса. Ну и конечно же, конечно же в 1988 году КВН уже не тот. Всё как в 2021. Даже интересно, когда же он был тот? А расцвет КВН в МИИТе приходится на 2010-е годы. Наша команда «ВиZиТ» (кстати, Николаи Николаевичи Михеевы тоже были на концерте и поздравляли ДК) в 2009 году попала на Первый канал, после чего страницы «Инженера транспорта» запестрели многочисленными статьями о различных играх, как университетских, так и официальной лиги КВН, которые проходили в нашем Дворце культуры. Появилось много команд, некоторые из которых успешно играли в официальных лигах. А к 2016 году, когда Евгений Юрьевич Думбровский и Юрий Юрьевич Ушков просто устали всё это много лет тащить на себе, КВН из МИИТ полностью исчез. Теперь остаётся только гордиться прошлым, вполне себе современная российская тенденция. Саша, прости, мы всё…
Если говорить о других значительных студенческих движухах, то студвесна в МИИТ появляется в 1969 году. Тогда этот традиционный фестиваль назывался «Весна на факультетах». С тех пор он не сходит со страниц газет и часто красуется на первых страницах.
Другой частый гость первых страниц – конкурс «Мисс МИИТ». Он порой «Мисс и Мистер МИИТ», но началось всё именно с «Мисс МИИТ» в 1988 году. Конкурсу посвящена большая статья. Он имел оглушительный успех и массовый ажиотаж. Ниже на той же странице идёт заметка с критикой организации этого конкурса – была давка, многие люди пострадали, в ДК набилось столько народу, что в него перестали пускать. На соседней странице небольшая заметка о вечере-встрече с Юрием Сенкевичем даже без фотографии. В те годы встреча с всесоюзно известным человеком в МИИТ казалась журналистам заурядным явлением. Так на самом деле и было, во Дворце культуры тогда частенько появлялись знаменитости. Сейчас, в эпоху мобильного интернета и соцсетей, интерес к подобным встречам пропал. Теперь доступ к популярным личностям есть у каждого в кармане.
Что ещё интересного было в Доме культуры, но прошло? Пропала фотолаборатория МИИТ, которая долгие годы пользовалась большой популярностью. О ней часто писали, и о проблемах, и об успехах. Была даже конкуренция, в 1954 году встречается статья с названием «Деляга на должность руководителя фотолаборатории». Прямо так и написали в заголовке: деляга. Но теперь фотоаппарат есть у каждого в кармане.
Была киностудия «МИИТ-фильм», тоже очень популярная, есть множество статей о её работе. Конечно же, кинокамера сейчас есть у каждого в кармане, но в данном случае всё же странно, что единый центр видеоконтента со своим помещением в РУТ пропал.
Ещё был устный журнал «Новости жизни». Устный, подчёркиваю. Впервые встречается в 1949 году, пропадает в информационной яме 1990-х. Как это работало нигде не описывалось. Предположительно это было подобие передачи «Прожектор перестройки», то есть обсуждение новостей по сценарию. Чтобы было понятней более молодому поколению, подобие передачи «Прожекторперисхилтон», только без юмора и с публикой в зале. Чтобы было понятней самым юным читателям, подобие начала шоу «Вечерний Ургант», только серьёзней. Устный журнал «Новости жизни» стал никому не нужен, когда наступила эпоха множества разнообразных СМИ, доступ к которым теперь есть… Ну, вы поняли.
Что ещё можно понять из этого архивного экскурса? В первую очередь то, что архивы интересны и полезны. Что критика не разрушает университетов и стран, а только делает их лучше – к 1960-ым годам постоянные жалобы на плохую работу ДК и безынициативных студентов сменяются периодическими графиками мероприятий и репортажами с них, даже благодарности встречаются. И наконец то, что «ничто не вечно под луной. Но жизнь бессмертна эстафетой поколений». Чтобы было понятней более молодому поколению, «когда меня не станет — я буду петь голосами моих детей и голосами их детей». Помните то, что было. Цените то, что есть. Любите друг друга ради будущего. Иначе человечеству конец и жить дворцам культуры только восемь с половиной десятилетий. Сиим и зааминюсь.
С уважением, Андрей Козлов.