Из года в год одно и то же. Конкурсные представления институтов и академий, входящих в структуру Российского университета транспорта, смотреть интересно, а гала-концерт не очень. В 2022 году это вновь обыкновенный концерт из наиболее удачных и ярких номеров, разбитый на части блоками награждений. Этому есть рациональное объяснение – разные, цельные, концептуально выстроенные постановки сложно разобрать на части и заново собрать что-то абсолютно новое за неделю подготовки. Самим участникам такая схема прекрасно подходит – заняты не все, а кто занят, тот не перегружен, мероприятие не представляет из себя скучного перечисления награждённых, а включает концертные блоки, во время которых успевает восстановиться нетерпеливое желание узнать свой результат. Но не вовлечённому смотреть и описывать здесь особо нечего. Так что обойдусь без лишних подробностей.
Большой зал Дворца культуры РУТ (МИИТ) был забит практически битком, некоторые даже стояли у стен. При этом масса не была молчаливой и отдельные её части активно болели за своих. Особенно выделялись в этом деле ИПСС, ИТТСУ и ИЭФ. Сразу оговорюсь, что это ощущение сложилось на дальних рядах приблизительного центра зала, а с первых рядов могло слышаться иное. Тем не менее до прошлогодней бешенной энергетики единения университета через конкуренцию институтов эта «галка» не дотянула.
Оформление сцены соответствовало случайным образом сложившейся в этом году тенденции фестиваля к минимализму декораций – просто баннер с символикой мероприятия. Вероника Заремба в шикарном блестящем платье вела концерт и церемонию. Вот и практический ответ на мой вопрос Матвею Красношапко, который я задал ему на КВН на прошлой неделе, не наняли ли его в качестве постоянного ведущего в РУТ? Не наняли.
Схема мероприятия уже описана – перемежающиеся концертные и церемониальные блоки. Подавляющее большинство номеров легко вырвались из контекста своих концертов и не выглядели неуместно. Исключение было только одно, номер «Замечательный сосед» от ЮИ, а точнее подтанцовка в костюмах официантов. Если не знать, что юристы показывали свою программу в антураже отеля, то возникают вопросы, как связана песня о новом соседе-музыканте с сотрудниками общепита? В остальном всё вполне логично уложилось в имеющийся формат.
Так как я смотрел не все отборочные представления, то уделю больше внимания номерам именно тех институтов, кого я не видел до «галки». Больше всего понравился девичий танцевальный дуэт из ИПСС, который показал интересную и качественную интерпретацию русского народного танца в современном ключе. В своё время в третьем сезоне шоу «Танцы» на ТНТ с народным номером не прошла дальше отборочного тура Анна Скворцова, потому что жюри просто не знало, что с ней делать дальше. Так вот с этим номером, при соответствующем профессионализме конечно, можно было и пройти. Сразу отмечу ещё один номер ИПСС. Под песню «Как упоительны в России вечера» весь зал делал руками и фонариками волны. Не многие номера зашли абсолютно на весь зал. Ещё можно упомянуть титульную для этой статьи песню «Одно и то же» из программы ИТТСУ, которой зрители по мере знания текста подпевали. Стоит сказать о танцевальном коллективе ИЭФ, который показал на гала-концерте сразу два номера. Брали массовостью и позитивной энергией. О синхронности тактично умолчу, но надо понимать, что это не постоянный коллектив, а недавно собранная именно под фестиваль команда любителей.
Отдельный разговор о показе мод. Это была одна из конкурсных внесценических номинаций. До гала-концерта я ни одной коллекции не видел, но члены жюри, в особенности Вардуи Геворгян, восторженно о них говорили. Отдельным блоком, после вручения наград в соответствующей номинации, эти коллекции показали с большой сцены. Теперь понятно, чем так восхищались судьи. Почти все костюмы и правда очень классные. Особенно учитывая тот факт, что это делали первокурсники своими руками. Причём по большей части без вычурности и безумств в стиле высокой моды, а вполне себе прет-а-порте. Однако некоторые комментарии к образам порой не соответствовали внешнему виду. Например, в женском кавказском костюме с никабом сложно найти что-то современное, как было заявлено. А с другой стороны, почему я сужу об этом с точки зрения глобализма? Есть о чём задуматься. Никаб и никаб – традиционный элемент одежды, но выглядел он непривычно, явно не классический вариант. Надо сказать, что все коллекции соответствовали теме фестиваля «Культура — наше единство», приуроченной к году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Финальную песню «Включите свет» пели все вокалисты всех институтов и академий. Они выходили по очереди, постепенно заполняя сцену. Тут уже группам поддержки не хватило разумения себя сдержать – реагировали на выход своих исполнителей и заглушали фразы, пропеваемые другими артистами. Но ничего, научатся артисты и научатся зрители.
Хотя артисты и так уже хороши, очень удачный набор в этом году получился. Соответственно удался и фестиваль в целом. Могу это утверждать, хотя и не видел половины конкурсных концертов. Но и «галка» показала, и жюри подтвердило. Из года в год одно и то же – «Дебют» смотреть интересно. Интересно наблюдать за работой внутри институтов и ростом качества концертных программ, интересно узнавать будущих звёзд университета, интересно делать прогнозы. На этот раз я угадал со своим советом ИУЦТ не радоваться раньше времени после того как их осыпали восторженными отзывами. Но это я уже перехожу к итогам.
Итоги фестиваля:
Гран-при. Направление «Сцена» — Казорина Евгения, АВИШ
Гран-при. Направление «Медиа» — Дмитриева Карина, ИПСС
Общий зачёт среди институтов и академий:
1 место — Институт транспортной техники и систем управления
2 место — Институт управления и цифровых технологий
3 место — Академия «Высшая инженерная школа»
Полный зачёт со всеми оценками и призовыми местами можно посмотреть в официальной группе РУТ «ВКонтакте».
С уважением, Андрей Козлов