Рубрика 210. Дома культуры транспортной отрасли

Массовое распространение домов и дворцов культуры в нашей стране началось с ноября 1920 года, когда был образован Главный политико-просветительный комитет Народного комиссариата просвещения РСФСР. Но их аналоги были и раньше, в дореволюционной России они назывались народными домами. По большей части это были государственные общедоступные культурно-просветительские учреждения, но встречались и частные народные дома, построенные и финансируемые за счёт благотворителей. Они начали возводиться с 1880-ых годов с целью борьбы с неграмотностью, развития внешкольного образования и разнообразия культурного досуга. Народный дом сочетал в себе вечернюю и воскресную школы, библиотеку с читальным залом, театральный зал со сценой, книготорговую лавку и чайную. Особенно активно народные дома строятся после Революции 1905 года, когда правительство постаралось занять чем-то рабочую молодёжь и бороться с массовым пьянством. Но несмотря на бесплатные программы и низкие цены платных услуг, народные дома популярностью не пользовались. Для молодёжи не хватало в них идейного запала. А вот у Страны Советов этого было не отнять. Она преобразовала народные дома в рабочие клубы и дома культуры и развернула их активную пропаганду, так что вскоре стены старых народных домов, а также пустующие особняки, церкви и другие здания, приспособленные под рабочие клубы, стали тесны для нового явления – начался период строительства нового типа общественных заведений культуры.

Введенский народный дом, Москва, 1903-1904

Этот период выпал на короткую, но яркую эпоху конструктивизма в архитектуре. Этот термин тоже появился в 1920 году. Первыми конструктивистами в России стали плакатист Александр Родченко, известный по совместным работам с Владимиром Маяковским, и дизайнер Владимир Татлин, автор новаторского проекта памятника III Интернационалу. К ним же можно отнести инженера Владимира Шухова с его телебашней на Шаболовке.

Основными архитекторами-конструктивистами в России стали Константин Мельников, Моисей Гинсбург, Алексей Щусев, братья Веснины и братья Голосовы. Они провозглашали отказ от декоративных элементов классических стилей, отрицали историческую преемственность, искали выразительность в сочетании простых конструкций и свободном плане зданий, ставили на первое место функциональность. Их новаторские идеи были тепло приняты новой властью, которая нашла им применение в строительстве новых домов и дворцов культуры. Знаковым стал 1927 год, когда промышленные профсоюзы Москвы и Московской области профинансировали 30 новых клубов. По причине сжатых сроков строительства открытых конкурсов не устраивали, чаще отдавая заказы напрямую архитекторам, что давало им значительную свободу действий и возможность реализовать оригинальные решения.

Коллаж из фотографий зданий в стиле конструктивизма

Несмотря на то, что конструктивизм царил в советской архитектуре немногим более десятилетия, после чего его практически запретили, он оказал огромное влияние на всю современную архитектуру, причём не только в России, но и во всём мире. А многие дворцы культуры той эпохи стали впоследствии памятниками архитектуры. И так уж получилось, что многие из них имеют прямое или опосредованное отношение к транспортной отрасли. В рубрике «ДК Москвы» мы достаточно подробно о них рассказываем, а здесь лишь приведём некоторые примеры и ссылки на наши материалы.

Центральный дом культуры железнодорожников (ЦДКЖ), 1927 год, архитектор Алексей Щусев, объект культурного наследия народов РФ федерального значения;
Дом культуры имени Русакова, 1929 год, архитектор Константин Мельников, объект культурного наследия народов РФ регионального значения;
Дом культуры имени Зуева, 1929 год, архитекторы братья Голосовы, объект культурного наследия народов РФ регионального значения;
Дворец культуры завода имени Лихачёва (ДК ЗИЛ), 1937 год, архитекторы братья Веснины, объект культурного наследия народов РФ регионального значения;
Дворец культуры имени Горбунова («Горбушка»), 1938 год, архитектурный проект Якова Кронфельда, объект культурного наследия народов РФ регионального значения;

Кстати, знакомый всем нам Бахметьевский гараж на улице Образцова тоже является памятником конструктивизма. Построен в 1927 году по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова, является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения.

Бахметьевский гараж

Наш Дворец культуры Российского университета транспорта, к сожалению, не имеет официального статуса памятника архитектуры, но в истории культуры Москвы он занимает значительное место. Наиболее подробно о нём мы рассказываем в своеобразной текстовой экскурсии. Здание построено в 1936 году по проекту инженера Сергея Герольского, преподавателя и заведующего кафедрой «Гражданское строительство» МИИТ. Наш ДК построен в переходный архитектурный период, так что сочетает в себе элементы конструктивизма и более традиционных стилей, к которым вернулись в преддверии сталинского ампира. В ноябре мы будем отмечать 85-летие нашего Дворца культуры.