Буквально на днях отмечался 60-летний юбилей КВН, знаковой для РУТ (МИИТ) игры. Но и до КВН у нас в стране и в нашем Дворце культуры было место юмору. Причём не любительскому, а профессиональному. Сегодня мы расскажем о двух артистах эстрады, ставших символами юмора своего времени, сатирике Аркадии Райкине и юмористе Евгении Петросяне. Оба они бывали в нашем Дворце культуры, первый с концертом, второй на творческом вечере.
Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге в простой семье портового служащего и акушерки. Во время Первой мировой войны семья вынуждена была переехать в город Рыбинск Ярославской области, а уже в советское время осела в Ленинграде. С детства Аркадий занимался в драмкружках, где бы ни жила семья.
После школы, вопреки желанию родителей, поступил в Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Учился в мастерской Владимира Николаевича Соловьёва, большого специалиста в области итальянской комедии дель арте. Дополнительно брал частные уроки пантомимы и эксцентрики у другого Соловьёва, Михаила Николаевича, более известного под псевдонимом Савояров и носившего неофициальный титул «короля юмора» в середине 1910-х годов. Учился Райкин успешно, педагоги сразу разглядели в нём талант. После окончания техникума в 1935 году играл в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ, позже преобразован в Театр им. Ленинского комсомола, ныне театр «Балтийский дом»), снялся в двух кинофильмах. Карьера в кино не задалась, но зато в 1939 году Аркадий Райкин со своими музыкально-мимическими миниатюрами «Чаплин» и «Мишка» стал лауреатом I Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в Москве. Он получил вторую премию, однако первую не присудили вообще никому. После этого Райкин был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр (ныне Театр эстрады имени А. И. Райкина) и спустя всего лишь три года стал его художественным руководителем.
1939 год стал поворотным в жизни артиста. Именно после успеха на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Райкин и сосредоточился на ней, на эстраде. Много выступал в домах культуры и дворцах пионеров, освоил профессию конферансье и быстро стал настолько популярен, что в числе других артистов был приглашён на банкет в честь 60-летия Сталина, где помимо заранее оговоренного номера по собственной инициативе и с разрешения вождя показал ещё 13. После каждого из 14 номеров Сталин и его гости аплодировали стоя.
В первые дни Великой Отечественной войны труппа театра во главе с Райкиным едва успела покинуть Днепропетровск перед его бомбардировкой. Вокзал города был уничтожен буквально спустя час после отбытия эшелона с артистами. Впоследствии, как и многие артисты того времени, давал концерты на фронте и по итогам войны был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и двумя медалями, «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
После войны Райкин продолжил завоёвывать награды, но это уже были профессиональные награды артиста театра. 1947 год – Заслуженный артист РСФСР, 1957 год – Народный артист РСФСР, 1968 год – Народный артист СССР. В сотрудничестве с писателем-сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал несколько театральных программ, которые стали его визитной карточкой, в них он быстро перевоплощался из образа в образ и менял облик. С 1957 года начал гастролировать по странам Восточной Европы, а в 1964 году впервые побывал с театром в Англии. С этим связана забавная история. Министр культуры Екатерина Фурцева первое время не отпускала Райкина, однако англичане настаивали и предложили настолько серьёзную сумму, что она обратилась за советом к министру финансов и тот посоветовал такой выгоды не упускать. По прилёту в Лондон местные журналисты задали советскому артисту вопрос, сколько он получает за концерт в СССР? Тот уклончиво ответил, что приблизительно столько же, сколько и здесь. На следующий день газеты пестрели заголовками: «Райкин – самый дорогой артист мира».
Гастроли по Советскому Союзу тоже давали выгоду, причём не только финансовую и репутационную, но и творческую. После концертов в Одессе в 1962 году Аркадий Исаакович приглашает к себе на работу молодых артистов и авторов молодёжного театра «Парнас-2»: Романа Карцева, Людмилу Гвоздикову, Виктора Ильченко и Михаила Жванецкого. С последним он уже работал, как с автором, создал с ним знаменитые миниатюры «В греческом зале», «Авас», «Дефицит». Давно известные артисты, такие как Леонид Утёсов и Клавдия Шульженко тоже выступали в театре Райкина. В 1960-х Ленинградский театр эстрады и миниатюр был крайне популярен, в него ходили именно на Райкина. Позже Жванецкий, который вместе со своими одесскими коллегами покинул театр в 1969 году, объяснял это тем, что Аркадий Исаакович, при несомненной артистической гениальности, был к тому же жёстким руководителем и заставлял всю труппу работать на себя.
Сценки и монологи Райкина всегда были полны достаточно жёсткой, но интеллигентной сатиры. При этом политику он не трогал, хотя высмеивал недостатки системы, например, тот же дефицит товаров или бюрократию на местах. Естественно, простые зрители, которым даже такая критика могла обойтись дорого, воспринимали Райкина восторженно, он был отдушиной. Власть имущие тоже благоволили, так как напрямую колкости Театра миниатюр их никогда не касались, а отрицать всем очевидные недостатки было бессмысленно. Да и артист был с именем, признанный ещё Сталиным. В общем, не трогали. Не трогали до премьеры в 1969 году спектакля «Плюс-минус» по текстам Михаила Жванецкого и Леонида Лиходеева. Дошло до запрета на выступления в Ленинграде и Москве. У Аркадия Исааковича на этой почве случился инфаркт. Шумиха со временем улеглась, театр продолжил работать и даже ездить на зарубежные гастроли, но отношения Райкина с ленинградскими партийными властями с тех пор только ухудшались. В конце концов он напрямую обратился к Брежневу, с которым был знаком ещё с Великой Отечественной, с просьбой перебраться с театром в Москву. Переезд состоялся в 1982 году, театр получил название Государственного театра миниатюр, а в апреле 1987 года был переименован в «Сатирикон». В декабре того же года Аркадий Исаакович скончался от последствий ревмокардита. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья и проблемы с памятью Райкин работал до последнего, даже ездил на гастроли в Америку. В народной памяти Аркадий Райкин остался главным символом юмора советской эпохи, нашим русским Чаплиным.
Художественным руководителем «Сатирикона», вскоре получившим имя Аркадия Райкина, стал его сын Константин, на тот момент уже заслуженный артист РСФСР. Он начал формирование нового драматического репертуара театра. В 2013 году неподалёку от «Сатирикона» открылся Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, состоящий из Высшей школы сценических искусств и известного всем студентам РУТ (МИИТ) торгово-развлекательного комплекса «Райкин Плаза». Здание самого «Сатирикона» в августе 2015 года закрылось на масштабную реконструкцию, которая до сих пор не закончена из-за проблем с финансированием и конфликта Константина Райкина с министром культуры Владимиром Мединским. Спектакли большой сцены «Сатирикона» всё это время идут в ММЦ «Планета КВН». Такие вот не смешные перипетии.
Место главного юмориста страны после смерти Аркадия Райкина пустым оставалось не долго. Переходим к нашему следующему герою.
Евгений Ваганович Петросян (настоящая фамилия Петросянц) родился в Баку 16 сентября 1945 года в семье институтского преподавателя математики и домохозяйки с техническим образованием. Как и Аркадий Райкин он со школьных лет занимался творческой самодеятельностью, участвовал в агитбригадах, вёл концерты и читал басни, стихи и фельетоны в домах культуры, играл в народном театре. Вместе с ним в бакинских ДК начинал и Муслим Магомаев, который был старше всего на три года.
После окончания школы в 1961 году поехал в Москву и поступил в только что основанную Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ), где учился у Рины Зелёной и Алексея Алексеева. Уже на следующий год начал работать конферансье на профессиональной сцене. Тогда же впервые появился на телевидении. В 1964 году уже вёл в прямом эфире «Голубой огонёк» и с того же года служил конферансье в оркестре Леонида Утёсова, где стал инициатором знаменитой концертной программы «Перелистывая страницы». В 1969 году перешёл в Москонцерт. Как видите, Петросян начинал свою карьеру вовсе не с юмора.
Всё начинает меняться в 1970 году, когда он вместе с Романом Карцевым и Виктором Ильченко сумел стать лауреатом разговорного жанра на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Сложность была в том, что конкурс не проводился 12 лет и на эстраде накопилось много талантливых артистов, готовых показать своё мастерство. Чтобы понять уровень конкуренции скажем, что Геннадий Хазанов вылетел тогда в первом туре и стал лауреатом только через четыре года. В 1973 году Петросян вместе с Альбертом Писаренковым и Львом Шимеловым составил трио, ставшее известным телезрителям по передаче «Арт-лото». В 1975 году трио заказало сценарий концертной программы «Трое вышли на эстраду» (встречается название «Трое вышли на сцену») у известного сатирика и сценариста Аркадия Хайта, автора сценариев Райкина, Хазанова, Винокура и мультфильмов «Ну, погоди!» и «Приключения кота Леопольда». Программа имела большой успех и определила направление спектаклей разговорного жанра артистов нового поколения.
С того времени Петросян оставил работу конферансье и сосредоточился на юмористическом жанре. На сцене Московского театра эстрады он продолжил ставить спектакли за авторством Хайта, а также Лиона Измайлова, Михаила Задорнова, Виктора Коклюшкина и других. Вместе с Татьяной Коршиловой придумал и вёл телепередачу «Вечера юмора», ставшей предтечей легендарной программы «Вокруг смеха». Одновременно с этим 10 лет участвовал в передаче «Утренняя почта».
В 1985 году Евгений Ваганович окончил отделение режиссёров эстрады ГИТИС и стал самостоятельно ставить свои концертные программы. В том же году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1991 году стал Народным артистом РСФСР. По сути с середины 1980-х он становится главным юмористом страны. Он возглавил Московский концертный ансамбль эстрадных миниатюр, постоянно участвовал в телепередаче «Аншлаг», вел свои программы на ТВ: «Смехопанорама», «Шутка за шуткой», «Кривое зеркало» и другие.
В итоге к середине 2000-х годов публика настолько пресытилась Петросяном, что он начал подвергаться многочисленной критике в низкопробности и пошлости, а также высмеиванию среди конкурентов, в КВН, Comedy Club, «Большой разнице» и других новых развлекательных телешоу. Безудержно плескали желчью пользователи интернета. Появились неологизмы, означающие не смешные шутки: «петросянить», «петросянщина», да и сама фамилия стала нарицательной в негативном значении. Появились обвинения в воровстве шуток из интернета. При этом никто не задумывался зачем что-то воровать из интернета артисту, который всегда использовал наёмных авторов? Сам Петросян объяснял ситуацию обратным эффектом – это шутки с его концертов моментально расходятся по интернету без указания источника, а потом складывается впечатление, что его программы вторичны. От этого эффекта впоследствии пострадал и критиковавший его КВН.
Евгений Ваганович продолжал делать новые концертные программы до 2015 года, а телепередачу «Юмор! Юмор!! Юмор!!!» ведёт до сих пор. Да, его популярность на закате, но не стоит сбрасывать со счетов три десятилетия его доминирования и влияния на эстраде, иначе придётся признать, что всё это время вкус зрителей был ещё ниже той планки, на которую сейчас ставят самого Петросяна. Не он стал плохим артистом с низкопробными шутками, это изменилось время, зритель и его запросы, изменилось медийное пространство и его возможности. Это не повод забывать и оскорблять больших артистов прошлого.