Рубрика 210. Корифей телевидения из МИИТ

Так уж получилось, что героем «Рубрики 210» ещё ни разу не становился выпускник Российского университета транспорта. Мы рассказываем в первую очередь об истории искусства сквозь призму Дворца культуры, а как бы часто в шутку ни называли наш вуз Российским университетом творчества, он всё же технический, поэтому в первые десятилетия его существования он не выпускал знаменитых впоследствии вокалистов, танцовщиков, музыкантов или художников. Однако на стыке искусства и техники есть такое явление как телевидение. И вот на него уже оказал серьёзное влияние именно наш выпускник.

Анатолий Григорьевич Лысенко

Анатолий Григорьевич Лысенко родился 14 апреля 1937 года в Виннице в семье железнодорожников, которая через пять дней после этого события переехала в Москву и на первое время поселилась в общежитии МИИТ на Новобасманной улице. Толя научился читать уже в три года и к первому классу одолел «Войну и мир». Он учился в школе №1 Октябрьской железной дороги. Увлекался химией и однажды во время эксперимента взорвалась колба, оставив на лице шрамы и лишив его зрения на полтора месяца. Был изгнан в 9 классе за то, что отодрал от парты откидывающуюся крышку и отшвырнул в сторону, а та долетела до учительницы. Однако был допущен до экзаменов, самостоятельно готовился к ним в Ленинской библиотеке и все их сдал на 5, кроме английского языка.

Поступил на экономический факультет МИИТ, который окончил в 1960 году с дипломной работой на тему «Производство крупных деталей из чугуна, модифицированного магнием». Отучился в аспирантуре во Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта. Участвовал в освоении целины, за что получил значок ЦК ВЛКСМ «За отличие в освоении целинных земель». В институте активно участвовал в самодеятельности. Вот как он сам описывает МИИТ и Дворец культуры:

«Это было удивительное учебное заведение, не зря его называли Пажеским корпусом МПС. Вуз с традициями, сильным преподавательским составом. И, что немаловажно, у нас был прекрасный Дом культуры. Возвращаясь к вашему вопросу: я даже не знаю, где больше взял – в самом институте или в Доме культуры, где чего только не было для развития творческого начала, вплоть до ансамбля испанской песни. Со студенческих лет я входил в агитбригаду, писал стихи, тексты для сценок».

Анатолий Лысенко на практике во время обучения в МИИТ

Впервые Анатолий Лысенко попал на телевидение ещё будучи студентом, в 1959 году стал внештатным автором и ведущим множества молодёжных программ: «Комсомольский прожектор», «Экран общественного мнения», «Мир и молодёжь», «Диалог», «Проспект молодости» и другие. После окончания института работал мастером цеха на Люблинском литейно-механическом заводе имени Л. М. Кагановича, где продолжал заниматься творчеством и даже ездил с гастролями творческого коллектива завода по СССР.

С 1964 по 1970 год преподавал политэкономию и экономику промышленности в московских техникумах и Всесоюзном заочном политехническом институте (ныне — Московский государственный открытый университет им. В.С. Черномырдина в составе Московского политехнического университета).

Лысенко в роли ведущего телепередачи

С 1968 года начал работать в Главной редакции программ для молодёжи Центрального телевидения, причём сразу как старший редактор. Но уже в 1970-ом был на пять лет отстранён от работы в связи с приходом на должность председателя Госкомитета по радио и телевещанию Сергея Лапина, приверженца жёсткой цензуры. Об этом человеке стоит сказать пару слов. Именно Лапин запретил КВН и надолго снял с эфира популярнейшею «Кинопанораму». При нём мужчинам-ведущим запрещалось появляться в кадре без галстука и пиджака, недопустимы были бороды. Женщинам нельзя было надевать брюки. Перестали транслировать популярных исполнителей «лёгкой музыки»: Майю Кристалинскую, Валерия Ободзинского, Аиду Ведищеву и многих других. Аллу Пугачёву запретили показывать крупным планом во время пения, так как Ланин счёл её манеру обращения с микрофоном непристойной. Тем не менее именно при нём на орбиту было выведено сразу несколько телевизионных спутников (до того был только один спутник «Молния»), а телецентр в Останкино стал одним из крупнейших в мире. Его не любили, но уважали. Вот как говорит о нём Анатолий Лысенко:

«Приход Лапина сильно зажал людей. Он был одиночкой. Команды у него никогда не было. Его все дружно ненавидели, за редчайшим исключением. При этом он был умным, трезвым, взвешенным и знающим. Все его замечания были очень точны. Он всё видел. И, наверное, от этого был злобен: он понимал, что его не любят».

В период отстранения Лысенко активно писал сценарии и работал редактором-консультантом. Получил Государственную премию СССР за сценарий цикла документальных фильмов «Наша биография», а всего за жизнь написал 55 сценариев к полнометражным документальным фильмам.

Лысенко с супругой Валентиной и дочерью Марьяной

С 1986 года его карьера пошла на взлёт, приведя его на телевизионный олимп. В этот год он был назначен заместителем главного редактора Главной редакции программ для молодёжи. Лысенко участвовал в создании или возрождении телепередач: КВН, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Что? Где? Когда?». Он лично руководил информационно-развлекательной программой «Взгляд», значительно повлиявшей на советское телевидение и атмосферу в стране в целом. Современной молодёжи наверняка сложно понять, как одна телепередача может влиять на общественное положение в стране. Тогда просто не было такого огромного количества телеканалов, не было общедоступного интернета с его тысячами независимых новостных сайтов и частных блогов, аккаунтов и стрим-каналов в различных приложениях. Просто представьте себе, что ничего этого нет, а есть только пара каналов с новостями о достижениях народного хозяйства, документальными фильмами, серьёзными авторскими передачами, где все в галстуках. И вдруг после 23:00 появляется некий такой «Вечерний Ургант», на фоне рабочей студии или квартиры несколько разных ведущих в свободной манере и одежде обсуждают важные или совсем не важные новости на все возможные темы, играет моднейшая музыка, показывают отрывки популярных фильмов, в гости приходят известные личности, происходит какая-то постоянная движуха, чуть ли не танцы в студии. Это была революция на отечественном телевидении. И для многих революция в мозгах. Предлагаем вашему вниманию первый выпуск этой телепередачи. Смотреть его полностью не обязательно, достаточно обратить внимание на комментарии в YouTube.

С 1990 по 1996 год Анатолий Григорьевич работал генеральным директором Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. С 1996 по 2000 год — председатель комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы. На этой должности принимал участие в создании канала «ТВ Центр», членом совета директоров которого проработал два года. А также сумел спасти от банкротства «Московский дом книги», объединив его с другими государственными магазинами в единую сеть. С 2002 года стал Президентом Международной академии телевидения и радио. В 2004 году получил премию ТЭФИ «За личный вклад в развитие Российского телевидения». В 2012 был назначен на должность генерального директора АНО «Общественное телевидение России», на которой проработал до самой смерти.

Кавалер четырёх орденов, Заслуженный деятель искусств России (1999), Заслуженный журналист России (2018).

Анатолий Григорьевич скончался 20 июня 2021 года после продолжительной болезни на фоне заражения коронавирусной инфекцией, похоронен на Троекуровском кладбище. Анатолий Лысенко – один из самых влиятельных деятелей искусства, окончивших МИИТ.  

Поделиться


Оставить комментарий