Очередную статью исторической «Рубрики 210», посвящённой юбилеям Российского университета транспорта и его Дворца культуры, мы представляем в необычной форме культурного поединка двух популярнейших отечественных теноров середины XX века Ивана Козловского и Сергея Лемешева.
Представление соперников
Иван «Герцог» Козловский (24. 03. 1900 – 21. 12. 1993) – оперный, камерный, эстрадный и джазовый певец, тенор, режиссёр оперы. Заслуженный артист РСФСР (1937). Народный артист СССР (1940). Герой Социалистического Труда (1980). Народный артист Украины (1993). Лауреат Сталинских премий первой степени (1941, 1949). Кавалер ордена Ленина (1939, 1951, 1970, 1976, 1980).
Сергей «Ленский» Лемешев (10. 07. 1902 – 26. 06. 1977) – оперный, камерный и эстрадный певец, тенор, режиссёр оперы, педагог по вокалу. Заслуженный артист РСФСР (1937). Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Кавалер ордена Ленина (1951, 1972, 1977).
Происхождение и образование соперников
Иван Семёнович Козловский родился в селе Марьяновка Васильковского уезда Киевской губернии в крестьянской семье. С 7 лет пел в хоре Михайловского монастыря в Киеве. Профессиональное образование получил в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого) на вокальном факультете, класс Е. А. Муравьёвой (1917 – 1921).
Сергей Яковлевич Лемешев родился в селе Старое Князево Тверского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Учился пению по граммофонным записям, азы нотной грамоты освоил в художественно-ремесленной школе. Направление на профессиональное образование в Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, класс Н. Г. Райского (1921 – 1925) получил от Тверской кавалерийской школы Коминтерна после прохождения курса комсостава Красной Армии.
Карьера соперников
Иван Козловский.
Первую крупную партию – Фауста в одноимённой опере Шарля Гуно – спел в Полтавском передвижном музыкально драматическом театра, где проходил армейскую службу (1920 – 1923).
В 1924 году работал в труппе Русской государственной оперы в Харькове (ныне Харьковский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко).
В 1925—1926 годах — солист Государственного оперного театра им. А. В. Луначарского в Свердловске (ныне Екатеринбургский театр оперы и балета).
В 1926 году приглашён в Большой театр, где становится популярен после ухода в 1933 году кумира предыдущего поколения Леонида Собинова. Армию его поклонников возглавил сам Иосиф Сталин, за что певцу приходилось платить внеочередными ночными концертами, что грозило потерей голоса. Однажды Козловский наотрез отказался петь. Благо Сталин был в хорошем настроении, вместе с Берией спел ему «Сулико» и отпустил.
В 1938 году создал и стал художественным руководителем Государственного ансамбля оперы СССР, где поставил ряд опер в качестве режиссёра. Одновременно с этим выступал с Государственным джаз-оркестром СССР.
В 1954 году покинул Большой театр из-за фельетона Семёна Нариньяни, обвинявшего его в стяжательстве, на который руководство театра не отреагировало даже после просьбы певца.
Незадолго до смерти опубликовал книгу «Музыка – радость и боль моя» (1992).
Сергей Лемешев.
С 1925 года пел в Оперной студии Большого театра под руководством Константина Станиславского, где впервые исполнил партию Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин». Эта роль и принесла ему впоследствии широкую популярность. За всю карьеру он исполнил её 501 раз.
В 1926 году дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета.
В 1927 —1929 годах — солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине.
В 1929 —1931 годах — солист Тифлисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили).
В 1931 году приглашён в Большой театр, где вместе с Козловским вскоре стал ведущим тенором, что приводит к их негласному соперничеству.
В 1939 году снялся в комедии «Музыкальная история» в роли шофёра Вити Говоркова, что привело к резкому взлёту его популярности в народе. Примечательно, что сначала эту роль предлагали Козловскому, но тот отказался.
Во время Великой Отечественной войны выступал с фронтовыми бригадами и заболел туберкулёзом лёгких. Естественно, врачи запретили ему петь, но он не сдался, постепенно разрабатывал голос и снова запел. Даже пригласил врачей на спектакль, после чего они разрешили петь один-два раза в месяц. Лемешев пел три. Причём до 1948 года с пневмотораксом – постоянным скоплением воздуха в плевральной полости лёгких.
Кроме работы в опере исполнял романсы Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, а также эстрадные песни. Популяризировал оперное искусство, вёл передачи на Всесоюзном радио.
С 1951 года выступал в качестве оперного режиссёра в Ленинградском малом оперном театре, а позже в родном Большом театре. С того же года начал преподавательскую деятельность в Московской консерватории, руководил кафедрой оперной подготовки, а позже сольного пения.
Активную карьеру закончил в 1957 году. Последний раз партию Ленского в Большом театре исполнил по случаю своего 70-летия.
Автор книги «Путь к искусству» (1968).
ОколоОпера
В реальной жизни у Козловского и Лемешева хватало такта не доводить соперничество до открытого конфликта. Вместо них конфликтовали их фанаты, точнее фанатки, которых прозвали по фамилиям их кумиров «козловитянками» и «лемешистками». Всех их вместе называли «сырихами», по месту встречи у магазина «Сыр» на Тверском бульваре. «Лемешистки» были более агрессивными. Они позволяли себе покидать зал после арий Сергея Яковлевича, показывая таким образом, что ничего более достойного в представлении уже не будет. Могли даже просто свистеть и гудеть во время выступлений других артистов. Ненавидели всех пятерых жён своего кумира. На одну из них, оперную певицу Ирину Масленникову, во время выступления сбросили с верхнего яруса два мешка медяков и чуть не убили. В её дочь кидались камнями. В общем, вели себя не менее безумно, чем спустя десятилетия фанатки The Beatles. «Козловитянки» были спокойней, уважали других артистов, поддерживали человеческие отношения с женой Ивана Семёновича актрисой Галиной Сергеевой, причём помогали ей даже после тяжёлого развода с их кумиром, произошедшего по её инициативе – Сергеева ушла к знаменитому хирургу Василию Чаклину. Но назвать «козловитянок» совсем кроткими и безобидными тоже было нельзя, они не отступали в самых настоящих потасовках с «лемешистками» и вместе с ними попадали в милицию. Зафиксирован случай, когда они так раздухарились после одного из выступлений Козловского, что под его видом и в его шубе к машине пошёл аккомпаниатор – шубу разорвали на клочки. Бывало и такое, что особо рьяных фанаток, пытающихся залезть в квартиру Козловского по водосточной трубе, пожарные сбивали брандспойтом. Коротко о разнице между поклонницами артистов говорили так: «За Лемешевым бегают красивые, за Козловским – умные».
Дуэль взглядов
Несмотря на одинаковое происхождение, похожий карьерный рост, близкий репертуар, работу в одном театре и равновеликую популярность Козловский и Лемешев разнились характерами. Первый быстро избавился от деревенского менталитета, был аристократичен, закрыт, строг, некоторые считали его зазнавшимся, предпочитал характерные роли, при этом обладал острым и едким чувством юмора. Второй оставался деревенским рубахой-парнем, открытым, располагающим к себе, таскался за юбками, был не дурак выпить, на сцене лучше чувствовал себя в романтических и лирических партиях.
Fight!
Единственный раз, когда Козловский и Лемешев пели дуэтом, случился в 1948 году во МХАТе, который тогда отмечал своё 50-летие. Это была изменённая в тексте ария Ленского из первого акта оперы «Евгений Онегин», в которой фраза «Я люблю вас, Ольга» адресовалась великой актрисе Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, вдове Антона Павловича, а концовка звучала так: «… мы будем ходить туда, где вечно будет цвести благоухающий вишневый сад». Казалось бы, это коронка Лемешева, но Козловский тоже был тенором и не раз исполнял эту арию. На репетиции он поинтересовался, кто будет петь первую фразу. Лемешев ответил, как вам удобнее. Козловский парировал, что ему удобнее петь одному, и только после долгих переговоров согласился на первую фразу. Из-за чего разгорелся спор можно легко понять по самому началу записи этого выступления, представленного ниже.
Результат
Победа в нашем импровизированном культурном поединке присуждается Ивану Козловскому, потому что он выступал во Дворце культуры МИИТ, а Сергей Лемешев нет. Конечно же, шутим. Каждый слушатель и читатель сам будет выбирать своего победителя, если это ему вообще будет надо. Сами наши сегодняшние герои хоть и не были друзьями, но всегда оставались уважающими друг друга профессионалами, что доказывает цитата из биографии Лемешева: «Слушая почти все спектакли Ивана Семёновича, я стал разбираться в особенностях его вокального аппарата, техники и интерпретации. Иногда, впрочем, мысленно вступал с ним в спор, что-то не принимал. Но всегда восхищался».