Рубрика 210. Музыкальный андеграунд

Достаточно неприветливая весна 2022 года наконец-то становится сама собой, мы движемся к настоящей тёплой весне. Скоро конец учебного года и наступление радостной поры каникул. Постепенно подходит к концу и «Рубрика 210», посвящённая юбилейному году РУТ (МИИТ) и Дворца культуры, однако у нас найдётся ещё парочка интересных историй.

8 июня 1986 года в ДК МИИТ состоялся первый официальный московский рок-фестиваль, который получил название «Движение в сторону весны». Судя по несоответствию названия и даты события изначально его планировали провести немного раньше, но музыка в стиле рок в то время была в андеграунде, и никто из администраторов концертных площадок не встречал лохматых кочегаров в джинсах с распростёртыми объятиями. Однако их музыка была востребована, подпольных концертов становилось всё больше. Для контроля и организации деятельности подобных коллективов власти начали организовывать рок-клубы, имевшие статус общественных организаций. Первый появился в 1981 году в Ленинграде. Через четыре года дошло дело и до столицы. Московская рок-лаборатория открылась 23 октября 1985 года по указу первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина при Едином научно-методическом центре Главного управления культуры Исполкома Моссовета. Фестиваль «Движение в сторону весны» стал по сути первым отчётным концертом этой организации. С 1987 года эту функцию стал выполнять ежегодный «Фестиваль надежд». Однако самый первый официальный рок-концерт в Москве прошёл именно в нашем Дворце культуры.

«Алиса» на сцене ДК МИИТ, 8 июня 1986 года

Концерт состоял из трёх отделений и с перерывами длился не меньше 8 часов. Для привлечения внимания публики на фестиваль, кроме местных коллективов, были приглашены заметно более известные на тот момент ленинградские группы «Алиса», «Аквариум» и «Кино». В каждом отделении играло по три московские группы и одна ленинградская. Первое отделение: «Грунтовая дорога», «Ньюанс» («Новый ансамбль»), «Звуки Му» и «Кино». В перерыве журналисты сказали Цою: «Вы своим концертом затмили московские группы». На что он ответил: «Подождите, ещё «Алиса» не выступала». Второе отделение: «Центр» (с ними в качестве саксофониста на том концерте играл старший брат Егора Летова Сергей, который позже подыграл и «Алисе»), «Вежливый отказ», ВИА «Молодость» (это оказалось последнее выступление в истории коллектива) и «Алиса». Третье отделение: «Николай Коперник» (есть свидетельства, что зал принял группу не менее горячо, чем «Алису»), «Ночной проспект», «Бригада С» (в составе которой в качестве бас-гитариста на родную сцену выходил выпускник МИИТ Сергей Галанин) и «Аквариум» (сыгравший самый длительный сет фестиваля, 11 песен).

Виктор Цой около ДК МИИТ, 8 июня 1986 года, автор фото Заслуженный художник России Юрий Гаранин

В качестве зрителей на концерте присутствовали Александр Башлачёв, Александр Ф. Скляр, Леонид Фёдоров, Сергей «Африка» Бугаев и Джоанна Стингрей, американская певица, продюсер и самый известный популяризатор советской рок-культуры на Западе. Несколько коротких отрывков с выступлений и около трёх минут кадров с посетителями фестиваля около нашего Дворца культуры есть в короткометражном документальном фильме «Стоит лишь тетиву натянуть». Есть полная аудиозапись выступления «Кино». Есть несколько фотографий. Но все эти материалы, к сожалению, крайне невысокого качества. Тем не менее эти материалы являются документальными свидетельствами событий, чем не могут похвастаться другие статьи из «Рубрики 210», ограничивающиеся только устными свидетельствами.

Джоанна Стингрей слева, Сергей «Африка» Бугаев в центре на фоне фасада ДК МИИТ, 8 июня 1986 года

Рок-движение и без фестиваля Московской рок-лаборатории не могло пройти мимо студентов МИИТ, из которых выросли будущие звёзды сцены. О Сергее Галанине выше уже упоминалось, с него и начнём.

Сергей Юрьевич Галанин – музыкант, певец, поэт и композитор. Выпускник Института пути, строительства и сооружений, факультет «Мосты и тоннели». Во время учёбы проходил практику проходчиком на перегоне метро от «Серпуховской» до «Тульской». После выпуска три года работал в Центральной лаборатории Метростроя, курировал станцию метро «Пражская». (Прилагаем небольшое интервью о работе в метро). Играл на бас-гитаре в группах «Редкая птица» (1981-1982) и «Гулливер» (1983-1986). В «Редкой птице» вместе с ним играл другой студент МИИТа Евгений Хавтан. В 1986 году вместе с Гариком Сукачёвым создал группу «Бригада С», с которой добился всероссийской популярности, но из-за творческих разногласий с Гариком Сукачёвым дважды уходил и возвращался. В 1994 году записал первый сольный альбом и создал группу «СерьГа», с которой на данный момент записал уже 12 альбомов. Проживает неподалёку от Российского университета транспорта, периодически вы можете встречать его в окрестностях вуза.

Сергей Галанин в центре, Гарик Сукачёв справа

Анатолий Арьевич Кельми – певец, музыкант и композитор, более известный под именем Крис Кельми. Родился в семье метростроевцев и по желанию отца поступил в МИИТ в 1972 году.  Учился на факультете «Мосты и тоннели» на одном курсе с другим известным музыкантом Владимиром Кузьминым. С 1977 по 1980 учился в аспирантуре и участвовал в строительстве железнодорожного тоннеля в Краснодарском крае. Активную творческую жизнь начал ещё в университете. В год поступления взял псевдоним Крис в честь героя романа «Солярис» Криса Кельвина и вместе с Александром Ситковецким создал группу «Високосное лето», где сначала играл на бас-гитаре, а позже на клавишах. Записав три альбома, группа распалась, но её основатели почти сразу же соединились в составе группы «Автограф», которая после рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80» становится всесоюзно известной. Однако Кельми вскоре уходит из неё, уделив все силы собственной группе «Рок-ателье», созданной по инициативе художественного руководителя Ленкома Марка Захарова. В Ленкоме группа участвовала в постановке спектаклей, в том числе знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось». В 1987 году Кельми собрал 27 известных музыкантов для записи песни «Замыкая круг», что стало высшей точкой его карьеры. В том же году он начал работать в Театре песни Аллы Пугачёвой. С 1990 года начал сольную карьеру, параллельно работая и в «Рок-ателье». В последние годы жизни страдал хроническим алкоголизмом, от чего и скончался.

Крис Кельми

Владимир Борисович Кузьмин – певец, композитор и музыкант-мультиинструменталист, Заслуженный и Народный артист России. В 1972 году поступил в МИИТ, где учился на одном курсе с Крисом Кельми, как было сказано выше. Но в отличии от сокурсника университет так и не окончил, хотя вместе им ещё довелось учиться в ГМУ имени Гнисиных с 1983 года. С 1976 года играл в ВИА «Надежда» и есть свидетельства что очень хотел самостоятельно спеть и записать песню «Яростный стройотряд». На запись были приглашены Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Пахмутовой исполнение понравилось, но руководитель «Надежды» Михаил Плоткин был категорически против, так что записи не сохранилось. Около года Кузьмин играл в ВИА «Самоцветы», а в 1979 году вместе с Александром Барыкиным основал рок-группу «Карнавал», где играл до 1982 года, после чего перешёл в «Динамик». Широкую популярность приобрёл благодаря сотрудничеству с Аллой Пугачёвой, с которой спел песню «Две звезды» и гастролировал с ней по СССР и за рубежом в качестве вокалиста и гитариста аккомпаниатора Пугачёвой. В начале 1990-х вместе с «Динамиком» попытался построить карьеру в США, но вскоре вернулся. В 2002 году признан Заслуженным артистом России, а в 2011-ом Народным. На сегодняшний день имеет 31 сольный альбом и 12 различных музыкальных премий.

Владимир Кузьмин

Евгений Львович Хавтан – музыкант, певец и композитор. С большим трудом окончил МИИТ в 1987 году, отучившись здесь в общей сложности 10 лет. Мешала музыка и тогдашние законы Советского Союза. В 1984 году Хавтана отчислили за возбужденное против него уголовное дело по статье о нелегальной предпринимательской деятельности, то есть за продажу билетов на концерт. Он восстановился, но через полгода опять был отчислен за участие в дачном концерте с Виктором Цоем, Борисом Гребенщиковым и Майком Науменко. Тем не менее студент Хавтан выучился по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Творческую карьеру начал в институте, в ВИА «Редкая птица» с Сергеем Галаниным. В 1982 году недолго играл в группе Гарика Сукачёва «Постскриптум». Она вскоре распалась из-за творческих разногласий и в 1983 году Хавтан собрал собственную группу, которая через некоторое время получила название «Браво». С 1985 года, когда уголовное дело закрылось за недостатком доказательств и «Браво» вступила в Московскую рок-лабораторию, к группе начала приходить популярность. После множества концертов и фестивалей группа в 1987 году выпускает первый официальный альбом в СССР, который разошёлся тиражом в 5 миллионов экземпляров. За годы существования группа «Браво» записала 15 студийных альбомов, в ней успели поиграть такие музыканты как Жанна Агузарова, Евгений Осин и Валерий Сюткин. Однако лидером всегда оставался Евгений Хавтан. В июле 2018 года он создал проект «Los Havtanos», в котором с кубинскими музыкантами играет авторскую музыку в стиле латино.

Евгений Хавтан слева, Жанна Агузарова справа

Несмотря на то, что РУТ (МИИТ) на протяжении всей своей истории являлся основной государственной площадкой транспортного образования, он никогда не боялся идти против системы – принимал на учёбу евреев во времена антисемитизма и давал возможность выступать на сцене Дворца культуры представителям андеграунда. Это правильная и дальновидная политика. Государственные системы меняются, андеграунд становится классикой, а РУТ (МИИТ) по-прежнему главный транспортный вуз страны, уделяющий большое внимание творчеству.

Поделиться


Оставить комментарий