Дворец культуры РУТ (МИИТ) – это не только сцена, на которой выступало множество знаменитостей, это университетский центр культуры в целом, всех видов искусства, включая живопись. И речь не только о его возможностях как выставочной площадки. В своё время здесь прошла встреча студентов с Народным художником СССР Ильёй Глазуновым.
Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в интеллигентной семье. Отец был историком, дядя по отцу коллекционером живописи, а дядя по матери востоковедом. В школе искусств Илья занимался с раннего детства. Все его близкие родственники погибли во время блокады Ленинграда, ему самому удалось спастись, покинув город по «Дороге жизни». После окончания войны учился в Ленинградской средней художественной школе и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской известного художника-соцреалиста Бориса Иогансона.
Свою первую Первую премию молодой художник получил на международном конкурсе в Праге за портрет Юлиуса Фучика, это случилось ещё во время обучения в институте. Дипломная работа «Дороги войны», показывавшая отступающую Красную армию, получила низкий балл и была уничтожена как не соответствующая советской идеологии. Пришлось делать более нейтральную, «На колхозной ферме». При этом в год окончания вуза у Ильи Глазунова уже состоялась первая персональная выставка имевшая успех. А свою изначальную дипломную работу художник позже воссоздал.
По распределению Глазунов некоторое время работал учителем рисования в Ижевске, позже перебрался в Иваново, а затем в Москву, где в 1958 году познакомился и поэтом Сергеем Михалковым, автором гимна СССР. Благодаря его прямому покровительству начал работать над портретами известных актёров и литераторов, приглянулся партийным функционерам, начал получать заказы на портреты политических деятелей и зарубежных звёзд. Он написал Леонида Брежнева, Индиру Ганди, Мирей Матье, Федерико Феллини и других. В 1967 году был принят в Союз художников СССР и получил право выезжать за границу.
Казалось бы, обычный советский карьерист от мира искусства. Однако Глазунов был ярым сторонником монархии и вполне откровенным националистом, который мечтал «о том времени, когда всех коммунистов повесим на фонарях». Открытый им в 1964 году патриотический клуб «Родина» был скоро ликвидирован, так как не соответствовал советским понятиям о патриотизме. В 1970-х он выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, который грозил почти полностью уничтожить исторический центр города. Вместе с композитором Вячеславом Овчинниковым, известным по музыке к фильмам «Андрей Рублёв», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и другим, ему удалось собрать подписи деятелей культуры и науки под письмом в Политбюро, после чего план был выставлен на обозрение в Манеже, раскритикован общественностью и отменён.
С 1970-х годов Глазунов всё чаще обращается к монументальным работам на тему истории и религии. Пишет Бориса Годунова, Ивана Грозного, Дмитрия Донского и целый цикл работ «Поле Куликово». Создаёт эпические полотна «Разгром храма в Пасхальную ночь», «Вечная Россия» и «Мистерия ХХ века». За последнюю картину была закрыта его выставка 1977 года, ибо она не соответствовала советской идеологии. При этом он начинает руководить мастерской портрета в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, в 1979 году становится Народным художником РСФСР, а в 1980 Народным художником СССР. В следующем году Глазунов организовал и возглавил Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. В 1987 году стал ректором созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которая ныне носит его имя.
Илья Глазунов занимался не только живописью на холсте. Он работал как театральный художник, создавал оформление опер «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковая дама» Петра Чайковского, балета «Маскарад» Арама Хачатуряна. Оформлял интерьеры советского посольства в Мадриде. В 1990-х курировал реставрационные работы некоторых зданий столичного Кремля.
В 1999 году по опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения был назван «Самым выдающимся художником ХХ века». В 2004 году была открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова, а в 2012 году он стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина. Но и в эпоху новой России художника всё ещё можно было называть неоднозначным. Илья Сергеевич придерживался традиционного православия, много писал на тему христианства. Русская православная церковь наградила его орденом Преподобного Сергия Радонежского (1999) и Андрея Рублёва I степени (2010). При этом художник открыто поддерживал славянское неоязычество ещё с советских времён. Признавал подлинность «Велесовой книги», считал арийских славян создателями Ригведы, а разрушителя Западной Римской империи Одоакра называл русином, в общем, сильно расходился во мнениях с официальной наукой. Свои взгляды на язычество и славяно-арийскую праисторию изложил в книге «Россия распятая».
Илья Сергеевич скончался от сердечной недостаточности 9 июля 2017 года, был отпет по православному обычаю и похоронен на Новодевичьем кладбище. Родственники художника получили официальные соболезнования как от президента Владимира Путина, так и от дома Романовых. Неоднозначный от первых работ до самой смерти.