Недавно в «Рубрике 210» мы поднимали тему ксенофобии в нашей стране и толерантности Российского университета транспорта. Тогда речь шла о негативном отношении к евреям – явлению нелицеприятному, но на момент середины ХХ века давно привычному. Представьте, каково было немцам находиться на территории Советского Союза во время Великой Отечественной войны и после неё? А если они ещё и из дворян? Тем удивительней, что именно в этот период истории зажглись отечественные звёзды классической музыки, отнюдь не русского и не рабоче-крестьянского происхождения. Их судьбы соприкасались в том числе и во Дворце культуры РУТ (МИИТ). Это Рихтер, Ростропович и Шнитке. Коротко о них по старшинству и алфавиту.
Святослав Теофилович Рихтер, которому суждено было стать одним из крупнейших пианистов ХХ века, родился в 1915 году в Житомире в семье российских немцев. Его отец был преподавателем Одесской консерватории, а мать русской дворянкой по отцовской линии и немецкой по материнской. Под влиянием отца Светик, как его звали родные, начал заниматься музыкой. Уже в 15 лет он работал пианистом в Доме моряка, а позже в Одесской филармонии. Первый сольный концерт дал в 19 лет и вскоре стал концертмейстером в Одесском оперном театре. В 1937 году поступил в Московскую консерваторию, но был почти тут же отчислен из-за отказа изучать общеобразовательные предметы. По настоянию преподавателя Рихтер восстановился в консерватории, но диплом получил только спустя 10 лет, после войны. Несмотря на это талант его был очевиден и на своём дебютном столичном концерте в 1940 году он первым после автора исполнял Шестую сонату Прокофьева.
С началом Великой Отечественной войны его отец был арестован и расстрелян за десять дней до немецкой оккупации Одессы. Ему вменялись в вину посещения немецкого консульства в начале 1930-х. Был реабилитирован в 1962 году. Мать вместе с отступающей немецкой армией в 1944 году эмигрировала сначала в Румынию, потом в Германию. Святослав считал её погибшей, они встретились только через 20 лет. Несмотря эти факты гонений на их сына не последовало, во время войны он активно гастролировал по городам СССР, в том числе выступал в блокадном Ленинграде. Прокофьев доверил ему премьеру своей Седьмой фортепьянной сонаты. Широкую известность Святослав Рихтер получил после получения I премии на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в 1945 году. Премия была разделена с другим известным пианистом Виктором Мержановым. А золотую медаль на том конкурсе взял Мстислав Ростропович, о котором мы расскажем ниже. С этим виолончелистом Рихтеру довелось поработать в 1952 году, когда он первый и единственный раз выступил в качестве дирижёра.
Всемирная слава приходит к Рихтеру после концертов в США в 1960 году. До этого его не выпускали за рубеж из-за того, что он поддерживал отношения с опальными деятелями культуры, например, с тем же Сергеем Прокофьевым, который посвятил Рихтеру свою Девятую сонату. В том же 1960 году Рихтер стал первым советским исполнителем, получившим премию «Грэмми». За этим последовала двадцатилетняя активная концертная деятельность, многочисленные записи живых концертов. Святослав Теофилович основал ряд музыкальных фестивалей в России и за рубежом, в том числе фестиваль в Тарусе, что в Калужской области, где у музыканта была дача. А вот преподаванием никогда не занимался, полностью отдавая себя исполнению музыки. К истории об отчислении из-за отказа изучать общеобразовательные предметы можно добавить то, что в конце жизни он предпочитал играть в полной темноте, только инструмент и ноты были подсвечены, настолько он отдавался музыке. После развала СССР несколько лет жил в Париже, но незадолго до смерти от сердечного приступа в 1997 году перебрался обратно в Москву. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Мстислав Леопольдович Ростропович, будущий гранд мировой классической музыки, родился в 1927 году в Баку в семье потомственных профессиональных музыкантов. Польский дворянский род Ростроповичей известен с XVII века, в 1880 году род был призван в правах дворянства Российской империи. Мстислав стал третьим поколением музыкантов в семье, с раннего детства занимался с родителями, потом учился в Музыкальной школе им. Гнесиных, а в годы войны в Оренбургском музыкальном училище, ныне институте искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию, где композицию изучал у Сергея Прокофьева, а курс инструментов проходил у Дмитрия Шостаковича, впоследствии признавая их огромное влияние на формирование его личности. Окончил консерваторию в 1946 году, за год до того выиграв золотую медаль на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, как уже упоминалось выше.
Ростропович получил первую известность за границей и начал преподавательскую деятельность ещё будучи аспирантом, в 1947 году. В 1951 году получил свою первую государственную премию. Число различных наград, премий, званий и титулов, которые он получил за всю жизнь, с трудом поддаётся подсчёту, одних только «Грэмми» у него пять штук. Им было исполнено 70 оркестровых премьер и 117 виолончельных. 140 произведений было написано специально для него, 60 композиторов посвятили ему свои сочинения, включая его учителей Прокофьева и Шостаковича, а также Арама Хачатуряна, Леонарда Бернстайна и Альфреда Шнитке, о коем поговорим ниже.
Однако Ростропович известен не только музыкальной деятельностью, но и активной общественной позицией. За открытую поддержку и приют для писателя Александра Солженицына в 1972 году Ростропович стал невыездным. Через два года, после официального визита сенатора Эдварда Кеннеди, который привёз письмо американских деятелей искусств в защиту музыканта, всю семью Ростроповича выпустили в США в длительную командировку, а в 1978 году лишили советского гражданства, сопроводив это травлей в официальной прессе. В изгнании Ростропович продолжал активную творческую деятельность по всему миру, служил режиссёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, занимался благотворительностью. В 1990 году семье вернули гражданство СССР, и во время кризисных событий 1991, 1993 годов он поддержал Ельцина и защищал Белый дом.
Мстислав Леопольдович скончался в 2007 году в результате тяжёлой болезни печени, его похоронили на Новодевичьем кладбище. Что касается транспортной сферы, его именем назван один из бортов «Аэрофлота» и круизный теплоход, приписанный к Нижнему Новгороду.
Альфред Гарриевич Шнитке, впоследствии ставший известным композитором, музыковедом и педагогом, родился 1934 году в Энгельсе в еврейско-немецкой семье. Мама была учительницей немецкого языка, а папа журналистом немецкоязычных изданий Поволжья, так что первым языком Альфреда был именно немецкий, родители между собой говорили на нём. Отца призвали на фронт в 1943 году в качестве военного переводчика. Кроме того, он писал фронтовые рассказы и очерки на русском языке в газете «Большевик», был награждён орденом Красной Звезды и после войны командирован корреспондентом и переводчиком в Вену, где сам воздух пропитан классической музыкой и где началось музыкальное образование его сына. Кстати, начальное образование Альфред получил в школе № 25 Рязанско-Уральской железной дороги. Позже семья вернулась в Москву, где юный талант продолжил образование, окончив в 1953 году Музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции, ныне Московский государственный институт его имени, в 1958 году Московскую консерваторию, а в 1961-ом её аспирантуру.
В начале 1960-х годов увлёкся музыкальным авангардом, изучал современные техники композиции и методы письма. В то же время начал активно сочинять музыку к фильмам и мультфильмам. В его фильмографии свыше 60 картин, включая «Вызываем огонь на себя», «Белорусский вокзал», «Восхождение», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Сказка странствий» и суперхит советского кинопроката «Экипаж».
Мировую известность получил в 1977 году, после участия в европейском турне литовского камерного оркестра Саулюса Сондецкиса и скрипачей Гидона Кремера и Татьяны Гринденко, с которыми исполнял партии клавесина и рояля в своём же Concerto grosso № 1. Всего написал около 200 произведений различны жанров, включая оперы, симфонии, балеты, концерты, вокальные и хоровые произведения, сонаты, сюиты и музыку к спектаклям. Был даже опыт создания электронной музыки для одного из первых в мире многоголосных фотооптических музыкальных синтезаторов «АНС». В 1979 году был избран в правление Союза композиторов СССР.
В 1989 году стал стипендиатом Берлинской научной коллегии и в 1990-ом переехал в Германию, где преподавал в Гамбургской высшей школе музыки. Был избран членом нескольких европейских академий искусств. В Гамбурге он и скончался в 1998 году, перенеся до того три инсульта. Но похоронен был на Новодевичьем кладбище, так же, как и два предыдущих наших героя. Кроме нескольких музыкальных образовательных учреждений именем Альфреда Шнитке назван один из самолётов «Аэрофлота».
Все трое посещали Дворец культуры Российского университета транспорта. Ростропович и Рихтер давали у нас концерты, а Шнитке проводил творческий вечер-встречу.
Напоследок ещё раз обратим ваше внимание на то, что все трое, несмотря на происхождение и притеснения, смогли добиться успеха и признания в условиях жизни в тоталитарном государстве. Потому что настоящий талант пробьётся в любых условиях.