В этом году 85 лет исполняется не только Дворцу культуры РУТ (МИИТ), но и Государственному академическому симфоническому оркестру Российской Федерации имени Е. Ф. Светланова, который в своё время выступал у нас в ДК. Свой юбилей он отметил совсем недавно, 5 октября. Поэтому сегодняшний выпуск «Рубрики 210» мы решили посвятить уникальный оркестрам, игравшим на нашей сцене.
Оркестр Светланова был основан в 1936 году как Государственный академический симфонический оркестр СССР, дебютировал сразу в Большом зале Московской консерватории и с первых лет существования носил сокращённое название Госоркестр. В виду этого не удивительно, что стал вторым советским оркестром, после Санкт-Петербургского симфонического филармонического оркестра, начавшим гастроли за рубежом. Это произошло в 1956 году. Приблизительно с того же времени коллектив запустил уникальный проект «Антология русской симфонической музыки» – аудиозаписи практически всех произведений классических русских композиторов.
Наиболее активный период творческой жизни Госоркестра пришёлся на время руководства им Евгением Фёдоровичем Светлановым, учеником первого дирижёра коллектива Александра Гаука. До назначения на эту должность Светланов некоторое время был главным дирижёром Большого театра и музыкальным руководителем Кремлёвского дворца съездов. За время его работы, с 1965 по 2000 год, Госоркестр дал сотни концертов по всему миру и записал тысячи дисков в рамках проекта «Антология русской симфонической музыки», то есть фактически всё наследие Чайковского, Рахманинова, Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина, Стравинского, Шостаковича, Хачатуряна и многих других. Отдельно осуществлялись и записи произведений иностранных композиторов. С оркестром играли известнейшие музыканты: Ростропович и Рихтер, Ойстрах, Коган, Башмет, Кисин, Мацуев и многие другие. Под его аккомпанемент пели Галина Вишневская, Монсеррат Кабалье, Сергей Лемешев и прочие знаменитые вокалисты. Коллектив выступал на множестве мировых концертных площадок: в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Мюзикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. Евгений Светланов за время работы с коллективом получил десятки премий и орденов. В 2005 году, спустя три года со смерти дирижёра, оркестру было присвоено его имя.
Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был создан постановлением правительства СССР в 1943 году. Коллектив не выделялся ничем особенным до тех пор, пока в 1960 году его не возглавила Вероника Борисовна Дударова – первая в российской истории женщина-дирижёр. При ней оркестр значительно обогатил свой репертуар, начал делать записи редко исполняемых произведений, стал активно сотрудничать не только с известными, но и с молодыми композиторами. Оркестр Дударовой, как его неофициально стали называть, первым исполнял произведения Альфреда Шнитке, Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина и других. Сотрудничал с Евгением Светлановым, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом, Максимом Венгеровым, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем. К середине 1970-х годов МГАСО стал одним из самых крупных и значительных оркестров СССР. Вероника Дударова вместе с коллективом организовала несколько отечественных музыкальных фестивалей.
В 1989 году место художественного руководителя и главного дирижёра МГАСО занял известный скрипач Павел Леонидович Коган. А Вероника Дударова до самой смерти в 2009 году продолжила работать в качестве художественного руководителя Симфонического оркестра России. Коган поставил перед оркестром сложнейшую задачу – создание монографических циклов полных собраний сочинений величайших композиторов мира: Бетховена, Шуберта, Штрауса, Брамса, Чайковского, Прокофьева, Берлиоза и других. Эти программы стали визитной карточкой оркестра. МГАСО под управлением Когана и сегодня остаётся одним из самых авторитетных симфонических оркестров мира, активно гастролирует и делает записи концертов.
Государственный академический оркестр солистов «Русские узоры» был создан 1 ноября 1970 года при Московской областной филармонии дирижёром Владимиром Александровичем Зозулей, учеником Вероники Дударовой. Первое время он не был ни государственным, ни академическим. Это был вполне заурядный народный оркестр, преобразованный в профессиональный из студенческого. Чтобы не затеряться на фоне других подобных коллективов Владимир Зозуля разрабатывает концепцию, в рамках которой новообразованный оркестр должен был искать исконно русское звучание, осваивать редкие старинные инструменты, расширять творческие границы, возрождать традиции скоморохов, которые не только играли на инструментах, но и пели, и танцевали. Но такое проще провозгласить, чем сделать. Долгие годы музыканты при помощи этнографов, фольклористов и прочих специалистов искали по всей России музыкальный материал и редкие инструменты: жалейки, свирели, рожки, брёлки, ложки, трещотки. Они учились не только играть на инструментах, но и чинить их, делать новые. По образцу из Музея музыкальной культуры Глинки удалось воссоздать русскую жалеечную волынку. Музыканты собрали настолько большую коллекцию, что им пришлось освоить по несколько разных инструментов. Именно поэтому коллектив называется оркестром солистов – каждый участник может выполнять эту функцию. Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов специально для «Русских узоров» открыла новый надомный цех, а сам оркестр стал ещё и популяризатором старинных инструментов, за что в 1980 получил специальную премию ВЛКСМ. С конца 1970-х годов в коллективе на постоянной основе стали работать профессиональные хормейстеры, чтобы музыканты могли профессионально дополнять себя ещё и вокально.
Спустя 10 лет после рождения «Русские узоры» сформировали своё лицо. Последовала череда побед на отечественных и международных фестивалях. Владимир Зозуля получил звания заслуженного (1978) и народного (1989) артиста РСФСР. В 1991 году оркестр обрёл статус государственного, а в 1995-ом добился звания академического. Он активно гастролировал за рубежом, а также встречал иностранных гостей на родине, став постоянным партнёром «Ростуризма». «Русские узоры» за свою историю записали более 500 оригинальных произведений и поставили несколько музыкальных спектаклей. Владимир Зозуля был художественным руководителем оркестра вплоть до своей смерти в 2018 году.
В Российском университете транспорта, в качестве структурного подразделения Дворца культуры с 2018 года существует Оркестр Министерства транспорта Российской Федерации под управлением Константина Андреевича Петровича. Мы желаем ему не менее славного творческого пути, чем у вышеописанных коллективов.