Что бы ни утверждала Википедия в статье «Первое мая (праздник)», а корни его уходят гораздо глубже в историю, нежели выступление австралийских рабочих 21 апреля 1856 года или чикагский митинг на Хеймаркет 4 мая 1886 года. Где тут собственно 1 мая? Вот славянский Еремей Запрягальник праздновался 1 мая по старому стилю. Кельтский Белтейн тоже 1 мая. И День пробуждения Благой богини в Древнем Риме опять же приходился на 1 мая. Её культ впоследствии смешался с культом другой богини плодородия – Майи – в честь которой и был назван месяц май.
По всей видимости все эти древние торжества восходят к неидентифицируемому индоевропейскому празднику, связанному с плодородием. Как уже было сказано, в Древнем Риме праздник был связан с богинями плодородия, здоровья и весны. Кельтский Белтейн связан с солнечным богом Беленом, у которого так же были функции врачевателя. Кроме того, в ирландском и шотландском языках название праздника синонимично названию месяца мая. У славян это был день начала сева, связанный с солярным божеством Ярило.
В Средние века христианская церковь постаралась заместить языческие праздники своей Пасхой, но древние обычаи не только не забылись окончательно, но и вплелись в новые традиции. Тот же обычай жечь пасхальные огни или костры вполне себе сочетается с аналогичным обрядом кельтского праздника жечь костры на возвышениях, что совершенно не мешало средневековым германским пропагандистам связывать костры на холмах с шабашами ведьм в Вальпургиеву ночь (ночь с 31 апреля на 1 мая).
Мы никогда не узнаем, насколько осознанно или совершенно бессознательно рабочие и революционно настроенные массы конца ХIХ века выбрали именно это время для своих демонстраций с требованиями 8-часового рабочего дня, что впоследствии привело к установлению Дня международной солидарности трудящихся, а позже просто Дню труда, но определённая логика в этом есть – работа на полях тоже большой труд (не забываем, что 1 мая долгие века было связано с плодородием). А в СССР так и вовсе Первомай стал заменой Пасхи, которая в своё время стала заменой языческих праздников. С развалом Страны Советов праздник никуда не ушёл, но быстро лишился своей социальной направленности. Теперь официально в России он называется Праздником весны и труда. Социальные опросы показывают, что для большинства современных россиян это просто традиционный праздник, ничего особо не значащий. Никто уже не задаётся вопросом, почему в День труда никто не работает, но все продолжают жечь костры, хотя больше уже мангалы.
Коллектив Дворца культуры Российского университета транспорта поздравляет всех с 1 мая и желает каждому найти свой смысл в этом празднике.