Финал Международного творческого фестиваля студентов транспортных вузов «ТранспАрт» вот уже в одиннадцатый раз привлекает к себе самое пристальное внимание и вызывает нешуточный ажиотаж. Настолько нешуточный, что мне впервые в жизни пришлось смотреть на мероприятие, проходящее во Дворце культуры Российского университета транспорта, с высоты технического балкончика. Других мест просто не было.
Темой фестиваля стало путешествие в историю транспорта и приурочена она была к 210-летию транспортного образования. Поэтому не удивительно, что закулисье Дворца культуры напоминало самый настоящий дворец XIX века.
Выступление каждого университета представляло из себя видеовизитку и сценический номер. Прочие номинации были оценены членами жюри заранее.
Открывать концерт довелось Сибирскому государственному университету путей сообщения. Достаточно весёлая визитка продолжилась сольной песней «Наша биография» с совершенно ни на что не претендующей постановкой. Мало того, мне показалось, что вокалист и распелся не сразу.
Уральский государственный университет путей сообщения порадовал роликом в стиле передачи «Следствие вели…» В качестве номера показали бал XIX века, который разогнался до скорости современного поезда при помощи танцоров с лампочками на костюмах. Это выступление было уже гораздо ближе к масштабам «ТранспАрта».
Омский государственный университет путей сообщения огорчил едва ли не самой простой видеовизиткой – общий сбор на «ТранспАрт». В сценическом действии так же соединяют эпохи. И хотя предпочли американские мелодии и стили, но интересно обыграли прошлое через цвет костюмов, получилось кинематографично.
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова не смог обойтись без пресловутого «Яблочка», но в своём красивом танце с тканями под различную классическую музыку (а «Яблочко» для моряков тоже классика) был очень хорош. Видеоролик с элементами мистики тоже запомнился.
Перед выступлением Государственного морского университета имени адмирала Ушакова показали не только видеовизитку о путешествии на машине времени во времена Петра I, но и их видеодневник. Обе работы качественные, но не интересные. Исторический экскурс пал жертвой сосредоточения всего внимания на костюмах, а дневник скатился в монтажные штампы, которыми на YouTube не грешат только самые ленивые. К сожалению, номер тоже не слишком впечатлил – всего лишь морская песня в парадной форме.
Московский государственный технический университет гражданской авиации в визитке просто сказал пару слов об авиации и приступил к номеру. Забраковались по звуку и не прерываясь начали номер по второму кругу. Зал поддержал. Спели три песни: о пароходах, поездах и самолётах, а завершили песней «Главное, ребята, сердцем не стареть». Это, конечно, хитрый ход, но только вот в прошлом году его уже кто-то использовал.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения показал юмористическую визитку о том, что чем меньше смысла в песне, тем лучше она запоминается. На сцене стали серьёзней и спели о дорогах жизни. Стильно, красиво, профессионально, но как-то вот без изюминки.
Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I в видеоролике сделал ставку на графику. И в этом сильно проиграл, как мне кажется. Зато подали мощную заявку на победу своим танцевальным номером. Хотя драматические элементы сильно хромали, но при этом акробатические были на высоте. Очень эффектно выступили.
Санкт-Петербургский государственный технический университет гражданской авиации неизменно производит фурор своим ангольским вокалистом. Вокал всё так же крут, хотя фрак на нём висел мешком. На этот раз к нему присоединилась поющая девушка и пианист. В ролике просто сделали короткие интервью с ними. Финальные аккорды утонули в овации, но до прошлогоднего номера ребята явно не дотянулись.
Сибирский государственный университет водного транспорта в видеовизитке неожиданно призвал помнить о транспортных катастрофах и развивать безопасность на транспорте. Продолжили тему сильным и красивым номером, показанным почти в полной темноте. Танец с фонариками, призыв жить и финальное переодевание из чёрного в белое сделали своё дело. Не дать им одного из призовых мест было бы преступлением. Получили третье.
Волжский государственный университет водного транспорта после сибиряков просто потерялся. Простенький видеоролик и непритязательный сценический номер не давали забыть предыдущего катарсиса. Постановщик концерта не дал волжанам ни единого шанса.
Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Бугаева показал класс в деле обработке видеоизображения – стилизовал свою визитку под кадры кинохроники. Сценический номер тоже был достаточно необычным, эстетика нэпманов встречается в студенческом творчестве не часто. Да она в принципе не часто встречается. Так что ульяновские пилоты запомнились.
Ростовский государственный университет путей сообщения показал неплохую видеовизитку с танцами на улицах города, которая тут же забылась под напором монументального номера о прокладке железной дороги в России, с персонификацией самой железной дороги. Очень необычно. Только вот начинает складываться впечатление, что в головах подрастающего поколения кто-то хитрый и большой хочет оставить только времена империи, ВОВ и вчерашний день. Как будто больше не было у нас ничего в ХХ веке. И это не только по «ТранспАрту» видно, это какой центральный канал ни включи. Впрочем, претензия к социальной политике государства нисколько не уменьшает достоинства данного конкретного номера. Второе место в номинации «Сценическое искусство».
Иркутский государственный университет путей сообщения соединил в своём выступлении традиционное и новое. Так делали многие, но у них получилось своеобразно. Видеовизитка в виде сторисов и этакий шукшинский номер о Байкале, по-настоящему народный и почти что акапелльный. Сильно. Крики «Браво!» тому подтверждением.
Самарский государственный университет путей сообщения начал с набора кадров под быстрый бит, который гордо именовался видеовизиткой. А вот на сцене порадовали, показали трагикомичную постановку с философским и социальным уклоном в стилистике площадных театров. О борьбе доброго фонарщика и злобного императора, который завязывал подданным глаза кусочками своей мантии, чтобы они не видели света фонаря. Отличный номер. И он был бы таковым и без появления паровоза в концовке.
Российский университет транспорта был встречен громовым раскатом голосов в зале. В визитке были представлены не только разные виды транспорта, но и главная героиня номера Вардуи Геворгян. Она спела на фоне театра теней, рассказывающего историю транспорта и России. Война вновь была в центре внимания, но и послевоенным годам было уделено достаточно времени. Мощный вокал и красивая постановка с интересными находками. Шанс на победу был бы велик, даже если бы фестиваль проходил на нейтральной площадке. А тут ещё и зрители оказали громадную поддержку.
Пока жюри окончательно определялось с баллами на сцене выступили представители вузов, не попавшие в основной конкурс. Среди них было и очередное исполнение «Кукушки» Цоя в вариации Полины Гагариной. При всём моём уважении и любви к «Кино», в истории отечественного рока остаётся ещё много других песен, причём более близких «ТранспАрту» по тематике. Буквально за 10 секунд вспомнился «Аквариум» со своей «Железнодорожной водой», «Лодка» «Алисы» и «Дорога» «АукцЫона». Если напрячь память ещё на 10 секунд, то добавится «Дорожная» Анатолия Крупнова, «Маршруты московские» группы «Ва-Банкъ», малоизвестная широкой публике, но чудесная «Электричка» «Ульев» или «Троллейбус», если уж так необходимо петь именно «Кино».
И последняя на сегодня ложечка дёгтя в рот зрителям, которых в предыдущем абзаце я похвалил. К моменту награждения зал опустел практически наполовину. Причём уходили не только студенты, уходили и многие высокие гости. Кресла были подписаны, так что было очень заметно. Более того, не буду показывать пальцем, но даже один из членов жюри не торопясь покинул зал до того, как был допет гимн фестиваля. Это не просто неуважение к артистам. Это показывает истинное отношение к фестивалю. Несмотря за тщательно декларируемую дружбу студентов и руководителей разных транспортных вузов никакой внутренний транспорт душ их вовсе не связывает. Да и откуда ему появиться, если все они видят друг друга раз в году? Однако скоро эта ситуация должна поменяться. Как заявил Константин Анатольевич Пашков формат фестиваля со следующего года поменяется, конкурс будет идти на протяжении года, в оформлении будут задействованы работы конкурсантов в области графического дизайна, работы художников могут получить более продолжительную экспозицию, а победители в литературной номинации могут быть изданы. Что ж, ждём.
А пока поздравляем РУТ (МИИТ) с заслуженным Гран-при!
Ему так же достались несколько призовых мест в номинациях:
— Специальный репортаж. Фото — 1 место;
— Литературное творчество — 1 место;
— Графический дизайн — 1 место;
— Видеовизитка — 2 место;
— Сценическое искусство — 1 место.
ФОТО: vk.com/album-156875675_268373240
Андрей Козлов