Вечное мая. Слово о концерте «Мелодии Победы»

Это очень личное мнение о концерте «Мелодии Победы», который прошёл во Дворце культуры РУТ (МИИТ) 12 мая 2021 года. Я ещё из тех, кто в написании года по привычке ставит вначале 1, а потом исправляет на 2. Уже XXI век. Уже что-то в мире очень громко хрустнуло и поменялось. Чёрно-жёлтая лента стала символом памяти, а не награды. Мне тяжело видеть её, повязанной на рюкзаки и запястья. Мне тяжело регистрировать умершего дедушку на «Бессмертный полк» онлайн. Мне тяжело просыпаться несколько недель подряд под гул самолётов и вертолётов, тренирующих парад. Мне кажется, что всё гораздо проще этой, уж простите меня, показухи. Они погибали, чтобы мы жили. Никакой героики. Только смерть, грязь и растерянность. А потом наступил май. Май 1945 года. Победа. Шальной гопак жизни после безымянной пляски смерти. Таким для меня неожиданно стал концерт «Мелодии Победы».

Давайте не будем лукавить друг другу, все мы замечали, что в последние годы праздник со слезами на глазах становится всё больше со слезами и квасным патриотизмом, чем настоящим праздником. Экраны заполнены этим целую неделю напропалую. Речи, пафос, отчасти справедливый негатив к былым союзникам. И большинство концертных программ, особенно студенческих, чтобы молодёжь понимала и помнила, очень трагичны. Что имеет под собой ой какую твёрдую почву. Но это всё же праздник. И «Мелодии Победы» своим настроением и наполнением напомнили об этом.

Это был сбалансированный концерт в атмосфере 30-40-х годов. Без гнетущей темы смерти и лишений. Идеальным хронометражем чуть больше часа. С какой-то весенней радостью. Не буйной, но крепкой, жизнеутверждающей. Так звучали даже «Священная война» и «Жди меня» Симонова – самые военные вещи этого концерта. И, соответственно, некоторые современные песни, тематические или не совсем, как «Месяц май» Юли Паршуты в первом случае или «Капитан Арктика» группы «Вельвет» во втором, вполне стройно вписывались в атмосферу происходящего. Особенно здорово получилось расставить всё так, что оказался совсем ненужным написанный мной тяжеловесный текст ведущего. Его вырезали полностью, чему я искренне рад. По большому счёту не нужна была даже та пара фраз Геннадия Косинова, которая разделяла блоки между собой. Говорили за себя сами песни и звуковые эффекты, такие как переход на инструментал «Священной войны» под звуки бомбёжки. Зачем тут говорить: «Началась война»? Всё понятно без слов.

Кстати, немного инсайдов. Оркестр Министерства путей сообщения, который весь концерт отыграл, не отлучаясь со сцены, был задействован ещё и на официальном параде 9 мая, репетировал с утра до ночи, начиная с марта месяца. И сыграл у нас на сцене. К сожалению, не многие это оценили. Публики в зале было катастрофически мало. И чем бы это не объясняли уважаемые люди, Александр Аполлонович Выгнанов и Евгений Юрьевич Думбровский, дождями или пандемией, но по факту это… печально. Мне, как человеку, который ради этого концерта пропустил гораздо более весёлое мероприятие с алкоголем и девчонками, сложно понять, как можно так громко дудеть о своём патриотизме и памяти предков раз в году 9 мая, и не прийти на концерт 12 мая. Ведь реклама в соцсетях была, и в университетских, и в институтских. Как же так, ребятки? День Победы – это не 9 мая, не 12 мая, это не с 1 по 10 мая, это вечное мая, вечное.

С уважением, Андрей Козлов.