Начать надо с того, что сложно что-либо смотреть по два раза подряд. Исключения есть и каждый сможет привести тому не один пример, но в большинстве случаев сложно. Поэтому постарайтесь читать дальнейшее со скидкой на то, что автор всё это видел, обо всё этом писал, а потом смотрел ещё раз и пишет ещё раз. Без обид, поехали.
В этом году у всех была задача сделать что-то концептуальное. Тема «100 лучших пьес ХХ века» обязывала. И у институтов, в той или иной степени, это получилось. И эта удача поставила перед режиссёрами гала-концерта нетривиальную задачу: как из нескольких готовых продуктов, цельных выступлений, сделать другое цельное выступление и готовый продукт? Кулинарный опыт показывает, что такое возможно. Есть ералаш или солянка, например. Но как вы прекрасно понимаете, нельзя просто так взять и накидать в котёл морковку, мёд, баранину и устриц. Вкусно не получится. А когда задача состоит в том, чтобы с морковкой, мёдом, бараниной и устрицами сочетался ещё и борщ, сам по себе отдельное сложное блюдо – тут у кого хочешь руки опустятся. А опускать их нельзя, надо делать невозможное. И это удалось. Отчасти. На 100% это сделать было невозможно.
Всё действие «галки» было обёрнуто в обложку представления ИПСС «Жизнь человека». Внутри было несколько блоков из сочетаний разных концертов, которые были разбиты между собой сменой декораций и работой занавеса. Получилось очень красиво. Ещё и раскрыло технические возможности сцены Дворца культуры для будущих постановщиков. При этом эффектность не всегда достигалась сложностью. Возьмём переход от песни «Минаевского переулка» к Вардуи Геворгян. Всего лишь подняли серебристый занавес, обнажив чёрный кабинет сцены. Быстро и просто, но эффектно. И настроение сразу как-то неуловимо изменилось, хотя обе песни были минорными. А когда ровно за спиной у Вардуи заработал генератор дыма, стало и вовсе сказочно. Было ощущение, что её платье расползается по сцене туманом. Такой же простой уголок улицы в чёрном занавесе в блоке «Мастера и Маргариты». Та же вполне вовсе не революционная драпировка алой тканью в блоке «Зойкиной квартиры». Визуально всё работало очень здорово.
Переходы между номерами тоже удались. Быстрые и плавные,
текли они, как масло на трамвайных путях, а потому, когда не удавались, это
бросалось в глаза песком. Например, после номера «Поторгуемся» на сцену вышел Юрий
Греков, который в нем не участвовал, и стал раскланиваться. Зачем вышел, почему
кланяется и принимает аплодисменты? А это такой переход к следующему номеру. Из
зала с цветами к нему выбежала Луиза Севбянова, и они стали танцевать. Ну
хорошо, только логику действия жалко.
Ещё один просчёт, именно просчёт, а не ошибка, был допущен сразу после блока
ИУИТ, когда на сцену, на которой ещё не закрылся занавес сказки, вышел Роман
Михеев и стал читать монолог «Не клоун». Это сильный, эмоциональный, интересный
ход. Проблема в том, что далеко не вся публика достаточно искушена или просто
воспитана, чтобы воспринять его должным образом. На фразы: «Ржёте, да? Вам лишь
бы ржать!», — зрители начали отвечать утвердительно и в голос. Часто и много,
так что весь посыл монолога утонул в иронии. Конечно, это позор студентов. Но и
просчёт постановщиков. Возможно, тут стоило сбавить темп, дать угаснуть эмоциям
от развесёлого «Федота-стрельца» и заставить зрителя ждать, что будет дальше.
На деле это считанные секунды, но могло сработать.
О блоке ИУИТ надо говорить отдельно. Он сам по себе мог быть полноценным гала-концертом. Но все мы понимаем, что так было нельзя. Естественно, он не прерывался номерами других институтов, это было линейное повествование. Однако подвергся ряду косметических изменений. Иногда в самом прямом смысле. Царя лишили седины, Бабу Ягу носа, на избушку повесили автомобильный номер РУ001Т. Были добавлены шутки и гэги на трон царя. В целом действие сократилось, но наполнилось мелкими деталями. Попаданцы (есть такой термин в фантастике) в сказку были больше задействованы в сценах: подглядывали, пытались танцевать со всеми. В первую песню принцессы добавили действия с приставаниями к ней посла. Казалось бы, сплошные улучшения, а история вдруг стала навязчивой, переполненной, потеряла свою динамику и логику. После того, как царь отправляет Федота на задание, он остаётся в углу сцены, наполовину скрытый декорацией, и наблюдает за всеми действиями. Это не сценическая ошибка, он на всё это ещё и реагировал, приплясывал, подслушивал. То есть сидя на троне во дворце следил за передвижениями героев. Как это возможно? Что за Хлидскьяльв такой? Ещё и корона на голове не держалась первое время.
Отдельные номера из других блоков тоже были дополнены сценическими «бантиками». И практически все они были на месте, по делу. Как выбрасывание денег в зал в концовке «Поторгуемся». Переходы, как я уже говорил, были в основном удачными. Как доигрывание танцевальной группы ИПСС в начале песни «Там высоко» Владислава Токачирова из Медицинского колледжа. Сценарий на ниточке ИПСС. Который был начат милым номером из их же отрывка «Синей птицы» и закончен блоком «Мастера и Маргариты» с жестоким «Запретом романа» и мощной финальной песней о компромиссе. Про исполнительское мастерство я вообще молчу. Всё вроде бы хорошо, но…
Ингредиенты вкусные, повара креативные, официанты красиво подают, а в итоге несварение желудка. Я никому не навязываю свой вкус, это моё личное несварение. Но почему так? Отбросим кулинарную ассоциацию. Я не повар, а культуролог. И передо мной не блюдо, а удачный в целом коллаж. Но мы же знаем, что коллаж делается из кусочков других некогда целых картин. То есть все картины, над которыми работали институты, были порезаны. Ребята старались, писали сценарии, ставили танцы, учили тексты, иногда очень много текстов, делали декорации, костюмы, свет, звук, видео и так далее. Старались ребята. А в итоге все их старания покрошили в «галку», чтобы показать, как работает университет. Потёмкинский концерт, если так можно выразиться. Возможно, жёстко звучит. Хорошо, пусть будет отчётный концерт. Не знаю правда, чем отчётный звучит лучше. Творчество неподотчётно по идее.
Мне интересно смотреть цельный концерт, со всеми его самодеятельными минусами и недостатками. А компиляцию из концертов не очень интересно. Только в плане конструкторской мысли. Не из всего можно сделать съедобный творческий продукт. Это факт. Он подтверждается тем, что из представления гимназии в гала-концерт не попало ничего. Из концертов Медицинского колледжа, ИПТ и ЮИ по одному номеру, если я не ошибаюсь.
Всё это не в претензию никому вообще, это личное ощущение. Понятно, что гала-концерт делать как-то нужно, кого-то вырезать, что-то менять. Иногда резать приходится по живому. И в целом-то операция удалась! Но это же монстр Франкенштейна. Это чудо жизни, сшитое из обрубков многих жизней. Чудо, в котором живёт ужас. А создавать это страшное чудо надо. И надо что-то вырезать, а что-то оставлять. Как пелось в финальной песне, проклятый компромисс. Интересно, что бы на это сказал Уолтер Ковач?
С уважением, Андрей Козлов
Институт управления и информационных технологий стал победителем фестиваля «Студенческая весна-2019».
Места в общем зачете распределились следующим образом:
1 место — ИУИТ
2 место — ИТТСУ, ГИ
3 место — ИПСС
4 место — ИЭФ
5 место — Гимназия РУТ
6 место — ИМТК
7 место — ЮИ
8 место — Медколледж
9 место — ИПТ